C 23 по 25 сентября православные жители Новосибирска имели возможность приложиться к чудотворным мощам, прибывшим в наш город в пуленепробиваемом ковчеге. Частица Животворящего креста Господня и фрагмент кисти святой Марии Магдалины, являющиеся одними из древнейших святынь Православия, прибыли в Новосибирск из монастыря Симона-Петра, расположенного на святой горе Афон в Греции. Всего к чудотворным мощам приложилось более 100 тысяч новосибирцев – поток паломников был нескончаем, очередь у Вознесенского кафедрального собора тянулась змеей на протяжении 400 метров, а то и более.
Забавно, что своеобразной рекламой честным мощам святой Марии Магдалины послужил скандально известный роман Дэна Брауна «Код да Винчи», в котором повествуется о том, что Мария была женой Иисуса Христа. На этот скользкий момент, может быть, и не стоило бы обращать внимания, если бы в газете Русского афонского общества, распространяемой среди посетителей, упоминание о романе Брауна не стояло бы в первом же абзаце.
История мощей вкратце такова. На Афоне они появились в XVI веке, дотоле хранились в Константинополе. Еще в иконоборческий период, когда в столице Византии укрывали эти святыни, они были соединены воедино в одном реликварии. В России мощи Марии Магдалины последний раз были около 120 лет назад. «Тогда отцы, которые сопровождали эти мощи, из Одессы направились в Санкт-Петербург и совершили своеобразное турне по городам России. Мощи привозили и в Самару, и в некоторые города Сибири», – сообщает игумен монастыря Симона-Петра отец Елисей.
Большинство священников, которых корреспондент НГС.НОВОСТИ встретил в храмовом дворике, отказались рассказать о значимости этого события для православных христиан, мотивируя отказ «волнительностью» случая. Впрочем, понять их было можно – все они были заняты: общались с прихожанами, помогали тяжелобольным войти в храм.
О том, не является ли поклонение мощам суеверием, корреспондент НГС.НОВОСТИ спросил у молодого диакона, стоявшего в очереди. «Вы не точны в формулировке, – ответил диакон. – Здесь не поклонение, но почитание. И это не игра слов. Поклоняемся мы Господу, почитаем же то, в чем видим его присутствие. И в светской сфере жизни есть отражение этому: мы почитаем родителей, мы почитаем людей, здороваясь с ними, подразумевая, что они достойны уважения. Почитание мощей и икон для православного человека – дань памяти о значительном для него событии. С другой стороны, почитание мощей закрепляет ощущение иерархичности бытия и является своего рода доказательством того, что материальные предметы могут обладать нематериальной ценностью». На вопрос о гигиеническом аспекте почитания мощей диакон лишь улыбнулся.
Врачи, как можно было предположить, отнеслись к массовому «приложению к мощам» резко отрицательно. «Это возмутительно! С точки зрения эпидемиологических норм это даже не нарушение, это... просто нонсенс», – сообщила НГС.НОВОСТИ заведущая приемного отделения инфекционной больницы № 1 Ирина Копцева.
С тем же вопросом НГС.НОВОСТИ обратились и в отдел эпидемиологического надзора Территориального управления Роспотребнадзора. И оказалось, что ни инфекционисты, ни эпидемиологи в отношении «приложений к святыням» с Церковью не работали никогда. «Риск есть, хоть и небольшой, – рассказала НГС.НОВОСТИ Наталья Шульгина, начальник отдела эпидемнадзора. – Говорить о передаче венерических заболеваний не приходится, невелика вероятность и кишечных инфекций, а вот что касается герпеса, простудных заболеваний, то здесь опасность, конечно же, есть».
Нищих в эти дни у церкви было на удивление мало. Возможно, причиной этому послужило большое количество сотрудников милиции. На живописную группу бомжей, устроившуюся в ста метрах от входа на территорию Вознесенского собора, никто внимания не обращал. Обняв грязного щенка, с полторашкой «Тогучинского» под мышкой, один из бомжей тоскливо смотрел на пеструю, шумную очередь. На вопрос, много ли он заработал за два дня, бомж промычал что-то нечленораздельное. «Могло быть и больше» – вероятно, переводилось это мычание на русский язык сообщает НГС. |