В столице Сибири сформировалась «большая тройка» режиссеров, которые определяют развитие местного кинопроизводства. Для успешной работы есть и актеры, и операторы, но не хватает техники и продюсеров. «Звезды» охотно едут сниматься в Новосибирск, но не за деньгами. Их привлекают идеи роли. Прокатчики обратили внимание на местное кино и постепенно приучают зрителей к картинам местного производства. А режиссеры, выросшие в Новосибирске, покоряют мир.
Для профессиональных новосибирских «киношников» 2012 год выдался урожайным. Режиссер Петр Дикарев весной приступил к съемкам нового художественного фильма «Неустранимые противоречия». В этой драме рассказывается о судьбе офицеров дорожной полиции. Одну из ролей в картине сыграл Сергей Шнуров. Сцены с участием Шнурова отсняли в Новосибирске 21 и 22 августа.
Еще один новосибирский режиссер Филипп Дмитриев снимает полнометражный фильм «Журналист» — о тех, кто охотится за жареными фактами. Главную роль в фильме исполнит Анастасия Александрова, которая известна новосибирским зрителям по работе в фильме еще одного режиссера, Олега Захарова «Шагая по канату». Кстати, сам Олег Захаров тоже сыграет в картине коллеги.
Прокатом его предыдущего фильма Филлипа Дмитриева, комедии «Неделя до свадьбы» занималась компания «АртСайнс Синема Дистрибьюшн», и в общем результатами режиссер, кажется, доволен. «Фильм в прокате, я считаю, не провалился, несмотря на то, что в эти дни шел «Высоцкий». А еще нам помогло сотрудничество с госкомпанией «НовосибирскКиноВидеоПрокат». Наш фильм увидело много зрителей в области, а я ездил на творческие встречи», — рассказал Филипп Дмитриев.
Вокруг этих трех режиссеров, а точнее трех творческих групп, сегодня крутятся основные километры новосибирской кинопленки. Еще в процессе активно участвует новосибирская студия «LBL Production», киноцентр «Победа» и компания «АртСайнс Синема Дистрибьюшн».
Картине «Шагая по канату» Олега Захарова, наверное, повезло больше всех. «Фильм шел в «Победе» две недели, и по сборам мы уступили только «Титанику», который показывали в этот же момент. Многие из иностранных картин, даже боевиков остались позади», — не без гордости поведал Олег Захаров. Кстати, он тоже не почивает на лаврах, а работает над новым фильмом «Цена игры». Это будет боевик.
Судьба предыдущей картины Петра Дикарева «Двойная сплошная: Любовь», в которой сыграли Алексей Чадов и Вячеслав Разбегаев, пока неясна. Петр, по его словам, из проекта вышел, а с вопросами посоветовал обращаться к московским продюсерам. Москвичи частенько, по словам Дикарева, ведут себя, мягко говоря, некорректно: «Несколько лет назад мы совместно с LBL придумали и даже сняли «пилотную» серию телефильма. В Москве этой идеей никто не заинтересовался, но через какое-то время на экраны вышел сериал с известной актрисой в главной роли, который был удивительно похож на то, что предлагали мы».
«Звезд» новосибирские режиссеры звать в свои фильмы не стесняются. У Олега Захарова в «Шагая по канату» одну из ролей исполнила Мария Болтнева. По словам режиссера, она без вопросов согласилась играть и приехала на съемки, как только выдалась возможность. А Петр Дикарев не стеснялся бы пригласить и кого-нибудь из мировых «звезд». Связаться, как он говорит, не так уж и трудно, и приезд далеко не всегда зависит от гонорара: «Эти люди не гоняются за деньгами. Нет никаких «диких райдеров» и требований чемоданов «нала». Тот же Чадов или Шнуров согласились, потому что им понравилась идея и роль. Но работать с ними приходится в максимально сжатые сроки — у них графики расписаны на годы вперед. Я, например, хотел, чтобы у меня в фильме сыграл Александр Розенбаум, но не получилось, и тоже не из-за денег. Не удалось совместить съемки и его концертный график».
Местные актеры, как и местные прокатчики, нос от новосибирского кино не воротят. Петр Дикарев считает, что пока актеры ориентируются в материальных запросах на расценки в съемках рекламных роликов. Московских денег здесь нет, но питерские уже близко.
Там за одну съемочную смену актеры получают 10 тыс. руб. Это немного по киношным меркам, но за счет большого количества предложений актеры получают неплохие доходы. Все зависит от «медийного веса» персоны: «Если приглашать, скажем, Александра Балуева, то надо быть готовым к оплате в 20 тыс. евро за смену», — предположил режиссер Дикарев.
По словам всех трех новосибирских режиссеров, качество актеров, операторов, гримеров и других участников съемочного процесса в Новосибирске их устраивает. К сожалению, не хватает световой базы, да и техники вообще. А еще беда с продюсерами. «Продюсер, с которым я работаю сейчас на картине «Журналист», специально ездил учиться к Тимуру Бекмамбетову. Надо было получить больше знаний о том, как вести процесс», — рассказал Филипп Дмитриев.
Олег Захаров в своих проектах продюсерскую работу ведет сам и, кажется, ни о чем не жалеет: «У меня все хорошо. Кино из затратного хобби превратилось в профессию. Людей, которые хотят помочь новосибирским кинематографистам, хватает. Помогают спонсоры, но в основном не деньгами. Кто-то предоставляет площади для съемок, кто-то техникой, светом и т.д.». А Петр Дикарев на картину «Неустранимые противоречия» в качестве продюсера пригласил известного новосибирского актера и шоумена Виктора Буланкина.
Насколько взыскателен новосибирский зритель, единого мнения у режиссеров нет. Петр Дикарев признался, что ему понятны томские или самарские любители кино, а вот новосибирские предпочтения неясны, потому что Новосибирск — «город на чемоданах», как выразился режиссер.
Флипп Дмитриев и Олег Захаров считают, что российские создатели фильмов заигрываются в «фестивальность» и «арт-хаус», а кино надо снимать на темы, которые зрителю близки и волнуют его.
Пока самыми известными фильмами, снятыми новосибирскими режиссерами, остаются работы Юрия Шиллера «Воробей» 2010 года, единственная российская картина, выдвинутая на XXXI Московский международный кинофестиваль, и фильм Славы Росса «Сибирь Монамур», покоривший Римский фестиваль независимого кино.
Есть и документальное кино. Тот же Петр Дикарев недавно создал серию ярких социальных фильмов о безопасности на дорогах «Кредитка», «Неугаданное», «Необъявленное», «Туфельки». Артем Лоскутов в этом году показал документальный проект «Нефть в обмен на ничего». А настоятель Храма Александра Невского протоиерей Александр Новопашин в 2011 представил исторический документальный фильм «Царь Болгарский», который тоже собрал немало призов по всей стране. Так что фраза «Стоп, снято» — это уже не о новосибирском кино.
Сергей Стюард, www.ngs.ru |