Вслед за известными мировыми столицами, Новосибирск готовится ввести плату за парковки вдоль городских магистралей. Это разгрузит центральные улицы и приучит офисных сотрудников ходить пешком, рассчитывает муниципалитет. 26 июля мэр Владимир Городецкий подписал постановление, в котором час на такой парковке оценен в 10 руб. Перспектива платить за место вдоль дороги вызвала противоречивую реакцию — автомобилисты считают цену слишком высокой, эксперты — непозволительно низкой. Корреспондент НГС.НОВОСТИ попытался выяснить, где появятся платные парковки, и к чему это приведет.
Документ, определяющий стоимость парковки на городских магистралях, опубликован в бюллетене органов местного самоуправления 27 июля. В нем устанавливается максимальная плата за парковочное место на дорогах общего пользования — 10 руб. в час, бесплатными будут считаться только первые 5 минут.
Вырученные деньги пойдут в бюджет города, а тариф будет пересматриваться не чаще одного раза в год.
С такой инициативой может выступить городская комиссия по парковкам или департамент транспорта и благоустроительного комплекса мэрии. Руководитель последнего — заместитель мэра Валерий Жарков назначен ответственным за исполнение постановления.
Разговоры о присвоении статуса платных парковок некоторым городским обочинам начались девять месяцев назад. В декабре 2011 года мэр Владимир Городецкий подписал первый документ — «Порядок создания и использования платных парковок в Новосибирске». В нем были прописаны этапы, который должен пройти город на пути к цивилизованным парковкам. По этому плану, документ, подписанный 27 июля, как и схема расположения парковок, должны были появиться в городе почти полгода назад.
Руководитель «Новосибирской городской службы парковки» (оператор муниципальных парковок) Аркадий Белов в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ сообщил, что места расположения платных парковочных карманов до сих пор не определены. Они будут обсуждаться на ближайшем заседании городской комиссии по парковкам, где сам Аркадий Белов сделает доклад — предложит пилотный вариант схемы.
У специалиста нет сомнений — платными должны стать парковки вдоль напряженных участков Красного проспекта от ул. Ядринцевская до ул. Фрунзе, напротив Дома Быта и от площади Калинина до остановки «Сибирская ярмарка».
Организовать платную парковку не помешает и на улице Депутатская — для сотрудников и посетителей мэрии, но в каждом случае подход должен быть индивидуальный. Специалист рассуждает так: «Если это около мэрии, нужно предусмотреть бесплатное время — допустим, если человек просто припарковался, занес бумажку и вышел — чтобы он за это не платил».
Стоимость в 10 руб. утвердила тарифная комиссия мэрии, опираясь на затраты, необходимые оператору парковки на содержание одного машиноместа — подготовку, уборку, нанесение разметки.
«Я предлагал больше — около 20 руб.», — признался Аркадий Белов. По его словам, платная парковка вдоль дорог — последняя возможность для города упорядочить хаотично расставленный транспорт. Дальше только полный запрет на въезд в центр города.
С 20 часов и до утра такие парковки будут бесплатными. Днем в некоторых карманах запретят находиться больше нескольких часов.
Назначив символические 10 руб. за час парковки в центре города, мэрия не пополнит городскую казну. «Тут бизнеса нет — мы хотим машины на главных улицах нашего города поставить в ряды — параллельно и перпендикулярно. Хотим, чтобы увеличилась пропускная способность наших улиц, которые и так не резиновые», — объясняет Аркадий Белов суть будущего нововведения. Объяснить, как будут организованы парковочные карманы, он затруднился, отметив, что обслуживать их будут сотрудники муниципальной службы парковки, вооруженные специальными аппаратами. Поставить паркоматы, вероятно, сразу не получится — слишком дорого и не всегда целесообразно.
Старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД НСО Алексей Толочный верит, что платные парковки облегчат работу инспекторов ДПС.
Сейчас 10 эвакуаторов перевозят до 100 автомобилей в сутки — путевка на штрафстоянку в основном достается нарушителям из центра.
Нововведение разгрузит городские магистрали и сократит число неправильно припаркованных машин, надеется Алексей Толочный.
Главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин считает обустройство платных парковочных карманов удачным решением для мегаполиса. Это мотивирует автомобилистов лишний раз не ехать в центр, а бросать машины на перехватывающих парковках на периферии. Однако сценарий, по которому мировой опыт собираются воплотить в Новосибирске, специалист подверг критике. Во-первых, в городе нет подходящих перехватывающих парковок, а во-вторых, поездка на личном авто по центру города должна быть существенно дороже, чем услуги общественного транспорта — на уровне 50-100 руб. за час.
Действительно, водитель-иностранец, попавший в Новосибирск будущего, где платные парковки вдоль Красного проспекта уже существуют, будет шокирован их дешевизной. Для сравнения — оставить авто на час на одной из перехватывающих парковок вдоль центральной ветки лондонского метрополитена в рабочие дни можно за 170-280 руб., в выходные и праздники цена опускается до 50-70 руб. (сайт Nransport for London, tfl.gov.uk). Услуги охраняемого паркинга в историческом центре Лондона (район Brighton Theatre, сайт ncp.co.uk) на один час рабочего дня обойдутся около 1000 руб.
Сайт городского транспорта Каталонии bsmsa.ca говорит, что припарковаться на час в центре Барселоны, возле знаменитого Собора Святого Семейства можно примерно за 115 руб., а оставить машину на ночь с 21 до 9 часов можно, заплатив 690 руб. — ночью час обходится около 50 руб.
«Введение платных парковок не просто аморально, но и незаконно»,
— настаивает координатор Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов, невзирая на мировой опыт. Он апеллирует к федеральному закону №131, по условиям которого муниципалитет должен сохранять за собой полномочия по организации парковок и стоянок. «Это попытка нажиться на автомобилистах, которые, по расчету чиновников, все равно не будут слишком протестовать за такую невысокую цену, как 10 руб. в час», — убежден Владимир Кириллов. Он считает, что мэрия, бесконтрольно выделяя землю под точечную застройку, сама довела город до коллапса — магистрали сузились до предела, а парковочных мест не хватает. Плату за парковочные карманы он назвал незаконным третьим налогом, предыдущие два — акцизные сборы и транспортный налог в региональный дорожный фонд — уже лежат тяжелым грузом на автомобилистах. «Если мы не поставим чиновников на место, жизнь в нашем городе не будет улучшаться», — призывает автомобилист, обещая опротестовать спорное решение мэрии в судебном порядке.
Дарья Староверова, НГС.НОВОСТИ |