Одинокая пенсионерка с улицы Кропоткина устроила потоп своим соседям. Когда вода начала сочиться сквозь недавно побеленные потолки живущих этажом ниже, виновница происшествия была в отъезде. Дозвониться до нее не удалось – управляющей компании пришлось проникнуть в квартиру с участковым и перекрыть кран. В результате – перебои с электричеством и холодной водой в нескольких квартирах и десяток разъяренных соседей, которые готовят документы в суд. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побывала в квартире пенсионерки, чтобы выяснить, кто несет ответственность за потоп.
На четвертом этаже в доме по адресу ул. Кропоткина, 127 до сих пор стоит запах гнили и сырости. На двери пенсионерки, по вине которой серьезно пострадали как минимум две квартиры, несколько дней висело гневное письмо, взывающее к ее совести. Сейчас записку сняли. Соседи говорят, что из квартиры виновницы потопа на этой неделе раздавались шорохи – видимо, она вернулась домой, но постаралась ни с кем не столкнуться. Старшая по подъезду Галина Казанцева рассказала, что Марина Ш. – одинокая женщина за 70. У нее была дочь, но полгода назад она исчезла из поля зрения соседей, по слухам – попала под поезд. В доме на Кропоткина Марина Ш. живет более 30 лет. Когда-то она была адвокатом, но в последние годы совсем перестала общаться с соседями, часто уезжает, а потом возвращается, таща за собой мусор и тюки с вещами. Галина Казанцева уже судилась с пенсионеркой из-за общего счетчика, который долгое время был завален мебелью.
Сейчас дверь в квартиру Марины Ш. придвинута деревянной палкой. Опечатывать ее не имеет смысла – кроме старых газет, мусора, обломков мебели и плафона из красной пластмассы брать тут нечего.
Окна завалены хламом, поэтому стоит полумрак. Откуда-то из недр раздается бодрый хрип радиоприемника. Вопрос о том, что стало причиной потопа, отпадает сам собой – сантехника в ванной в таком запущенном состоянии, что кран, например, может сорвать от одного неосторожного движения. На прошлой неделе так и произошло – вода полилась вниз по стояку, вызвав короткое замыкание электропроводки. Вера Потылицына, хозяйка одной из серьезно пострадавших квартир, щелкает выключателем на кухне, чтобы показать, что свет в ней до сих пор не работает. Воды не было три дня, а на потолке в нескольких комнатах остались ржавые пятна.
Руководитель клуба «Управдом» Артем Демченко, рассуждая о ситуации, когда соседи топят жильцов снизу, советует поднимать на уши всех – от управляющей организации до участкового.
В чрезвычайной ситуации квартира взламывается в присутствии свидетелей, составляется акт. Когда утечку устраняют, обычно дверь заваривают. Артем Демченко пояснил, что управляющая организация отвечает за состояние только общих коммуникаций, которые обслуживают две и более квартиры. «Все, что за первым краном – за отводом от стояка, который отделяется запорной арматурой, - это собственность жильца, он будет нести ответственность перед соседями, должен все ремонтировать, дополнительно оплачивая работы», - объяснил эксперт.
Главный инженер правобережной аварийной службы управляющей компании «СПАС-Дом» Анатолий Бенько убежден, что пока ничего не случится, жильцы не относятся к своим уборным как к источникам повышенной опасности.
В январе специалисты управляющей компании задумали профосмотр – стучались в квартиры, чтобы проверить состояние кранов и унитазов. «Могу сказать, что только 10 % собственников запускают в квартиры, и то те, которые сами знают – у них протекает смеситель или батареи зимой. Остальные говорят – мы вас не вызывали, уходите», - разочарован инженер. Он сообщил, что трубы на лестничных клетках осматриваются осенью и в январе. Коммуникации в подвале контролируются дважды в месяц во время отопительного сезона.
Адвокату Ольге Зайцевой приходилось защищать в суде интересы жильцов, которые стали причиной потопа у соседей. Их не было дома, когда в квартире сорвало мягкую подводку крана, и вода полилась вниз. Соседи оценили ущерб в 108 тысяч рублей, их иск удовлетворили. По словам адвоката, добыть в ЖЭУ свидетельство того, что причиной прорыва был гидравлический удар, а не недосмотр самих жильцов, оказалось невозможно. В подобных случаях суды, за неимением веских доказательств, обычно принимают сторону пострадавших, апеллируя к статье 209 Гражданского кодекса РФ. По ней собственник несет бремя содержания своего имущества, а значит, отвечает и за состояние сантехники. «В Москве, например, такие дела рассматривают по-другому – там разбираются, привлекают (управляющие) компании, выясняют причины – у нас такого нет. Ты залил – ты виновен», - сетует Ольга Зайцева.
Вера Потылицына рассказала, что собирается подавать на Марину Ш. в суд. Это будет коллективный иск от всех жильцов подъезда. Люди опасаются, что халатность пенсионерки по отношению к своему имуществу чревата и другими бедствиями – от пожара до грызунов. И хотя у жителей дома на Кропоткина есть все шансы на победу, корреспонденту НГС.НОВОСТИ они признались, что о сумме иска пока не задумывались. Они вообще сомневаются, стоит ли предъявлять материальные претензии к женщине, чей дом завален мусором. Главная цель – добиться, чтобы Марину Ш. признали невменяемой и поместили на лечение туда, где следить за состоянием своей сантехники ей никогда больше не придется.
Дарья Староверова, www.ngs.ru |