Аэропорт «Толмачёво» поставил памятник самолету Ту-154. Представитель самой массовой марки в истории российской авиации в свое время принадлежал авиакомпании S7 Airlines и поднимался в воздух более 12 тысяч раз. Теперь он возвышается на постаменте вблизи отеля SkyPort и от земли больше не оторвется. Лайнер стал первым экспонатом в музее истории авиации, который появится в «Толмачёво» до конца года, пообещал директор аэропорта Евгений Янкилевич. Корреспондент НГС.НОВОСТИ попыталась выяснить, за что самолет-легенда Ту-154 заслужил памятник и действительно ли пришла пора его ставить.
Справка: Ту-154 – трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. Серийное производство с 1968 по 1998 гг. Самый массовый советский, а затем и российский самолет.
По рассказам очевидцев и руководства аэропорта, водрузить Ту-154 на постамент оказалось сложней, чем посадить его на взлетную полосу в тумане. Сначала самолет в течение 1,5 месяцев приводили в порядок. Потом была трудоемкая транспортировка к месту окончательной стоянки на площадке, где проспект Мозжерина, ведущий к аэропорту, делает изгиб. Самолет прикатили без крыльев – они не проходили по габаритам. Чтобы выкатить Ту-154 с территории «Толмачёво», пришлось разбирать шлагбаумы. Однако результат стоил потраченных усилий, считает директор ОАО «Аэропорт «Толмачёво» Евгений Янкилевич. Уже спустя неделю у памятника фотографировались молодожены, а школьники из города Обь просились отпраздновать там выпускной.
Прежде чем приземлиться на постамент, лайнер с номером RA-85628 почти 25 лет обслуживал маршруты авиакомпании S7 Airlines. Он сошел с конвейера в 1987 году на авиационном заводе в Самаре.
Посетителям и туристам можно разглядывать памятник только снаружи. Но следующий экспонат музея истории авиации, который по задумке Евгения Янкилевича, появится в «Толмачёво», будет доступен для посещений. Буквальное погружение в историю авиации для всех желающих произойдет на борту Ил-86. Самолет, тоже из парка авиакомпании S7 Airlines, уже готовят к тому, чтобы продемонстрировать публике. К концу года широкофюзеляжный Ил-86 должен занять место на территории аэропорта, недалеко от КПП. Музей будет внутри лайнера – там восстановят пилотскую кабину и часть пассажирского салона. Свободное пространство заполнит историческая экспозиция с фотографиями, документами и вещами, которые касаются истории «Толмачёво». В музей будут водить бесплатные экскурсии для организованных групп.
По мнению директора по продажам ООО «Сибирь Техник» Сергея Кравченко, передав Ту-154 аэропорту «Толмачёво», авиакомпания S7 не только избавилась от затрат на утилизацию, но и лишилась внушительной суммы размером в десятки тысяч долларов.
Именно столько первоначальный владелец мог бы выручить, сдав «пустой» корпус на металлолом — так обычно поступают с самолетами, отработавшими свой ресурс. Перед этим самолет готовят к утилизации — сначала снимают с учета и списывают, потом стравливают газы, снимают двигатели и другую технику, которая содержит драгметаллы или еще может быть полезной, объяснил Сергей Кравченко.
Действующий пилот авиакомпании S7 Игорь Никулин сейчас летает на самолетах марки Airbus, но период 1990-2005 гг. провел за штурвалом Ту-154. Об этом самолете он отзывается с уважением, смешанным с ностальгий. «Для летчиков и пилотов советской формации и 90-х годов, когда еще не было иностранной техники, этот самолет был пределом мечтаний», - вспоминает он. Когда Ту-154 проектировался, это был внушительный скачок в авиации. Он позволял пилоту быстро маневрировать – обходить сверху препятствия, например, грозовые тучи.
Российский самолет был одним из самых скоростных самолетов в своем классе – мог разогнаться до 950 км/ч, тогда как представители марки Airbus аналогичного класса летают сегодня на скорости 700-750 км/ч.
Сергей Кравченко, который много лет работал инженером по эксплуатации самолетов, в том числе и Ту-154, к безусловным достоинствам российского лайнера добавил неприхотливость и большой запас прочности. В линейке моделей Boeing и Airbus нет более подходящих судов для Сибири с ее суровым климатом и множеством аэродромов с грунтовыми полосами. Однако при всех своих достоинствах Ту-154 морально устарел. Он съедает больше топлива, чем иностранные марки, и производит много шума, что делает его непригодным для полетов в Европу, объяснил эксперт.
Сегодня состав флота крупных российских авиакомпаний говорит не в пользу российского самолетостроения.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ ознакомилась с информацией об авиапарках на сайтах шести крупных авиакомпаний, которые выполняют рейсы в «Толмачёво» - «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Трансаэро», «Вим-авиа» и «ЮТэйр». Получилось, что в воздушном пространстве Сибири больше всего представлены американская корпорация Boeing и европейский консорциум Airbus, причем последний обладает численным превосходством. Самолеты Ту-154 обнаружились только у «ЮТэйр».
Сергей Кравченко добавил, что Ту-154 остаются верны государственные структуры – эти самолеты летают в правительственном отряде, находятся на службе у МВД и МЧС.
По его мнению, ресурсов у самолетов этой марки, которые сейчас работают на линии, хватит примерно на пять ближайших лет. Можно предположить, что после этого срока памятников ТУ-154 в российских аэропортах станет гораздо больше.
Дарья Староверова, НГС.НОВОСТИ |