8 октября 2009 года депутатами областного Совета было принято решение официально зафиксировать исчезновение пяти населенных пунктов Новосибирской области. Деревни и поселки, некоторые из которых были старше самого Новосибирска, еще 10 лет назад превратились в заброшенные развалины — их последние жители перебрались поближе к цивилизации и работе. Из полутора тысяч населенных пунктов НСО самый большой — Новосибирск — вобрал в себя больше половины жителей и продолжает впитывать сельское население. Эксперты-демографы объясняют бегство селян в город отсутствием работы и школ и видят спасение глубинки в возрождении родовых поместий.
Для того чтобы официально упразднить населенный пункт, необходимо принять соответствующий закон Новосибирской области в двух чтениях. 10 октября депутаты областного Совета единогласно проголосовали за подобные законы относительно поселка Блинково, деревни Кузьминка 1-я, поселка Орловский, населенного пункта «Казарма 3208 км» и поселка Лежневский. Упразднение еще одного населенного пункта — деревни Барабинка — лишь вопрос времени: документ об ее упразднении был одобрен депутатами пока в первом чтении. Описываемые населенные пункты относились к Венгеровскому, Чулымскому, Коченевскому и Чистоозерному районам НСО.
Согласно статье 9 закона «Об административно-территориальном устройстве НСО», населенный пункт может быть упразднен, если на его территории не проживает ни одного жителя в течение не менее трех лет ко дню внесения документов в облсовет.
Судя по данным сайтов администраций районов и администрации НСО, большая часть из упраздненных 10 октября деревень опустела еще лет десять назад — в конце 90-х. Например, по словам депутата Совета депутатов Поваренского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Анны Шарушинской, деревню Барабинка последний житель покинул еще в 1999 году. «Сегодня там нет ни домов, ни коммуникаций, ни инфраструктуры — просто большой участок с остатками развалин», — описывает ситуацию представитель сельской администрации.
Как пояснил в ходе заседания со ссылкой на Новосибирскстат заместитель председателя комитета облсовета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Олег Мануйлов, на территории НСО в 2005 году насчитывалось 43 населенных пункта, в которых никто не проживал, и 31 населенный пункт с численностью жителей от 1 до 5 человек. При этом, как уточнил Олег Мануйлов, с 2002 до 2009 год областным Советом депутатов было упразднено 26 покинутых людьми населенных пунктов. Таким образом, с начала века в Новосибирской области опустело порядка 100 деревень и сел.
Интересно, что многие из «черной сотни» вымерших сел и деревень имеют не менее богатую историю, чем город Новосибирск. Например, оказавшаяся в черном списке 10 октября деревня Кузьминка 1-я была основана в 1825 году — почти на 70 лет раньше столицы Сибири.
По мнению сотрудника Института экономики СО РАН, известного новосибирского демографа Светланы Соболевой, новосибирские деревни исчезают по нескольким причинам: отсутствие работы, закрывающиеся школы и сложности с ведением эффективного натурального хозяйства. «Очевидным кажется вариант производства овощей и животноводческой продукции в форме подсобного хозяйства. Однако проблема заключается в том, что из-за крайне плохого состояния дорог, а также огромных расстояний селяне не имеют возможности регулярно ездить в город и реализовывать свою продукцию. Эта же проблема транспортной труднодоступности делает невозможной и так называемую «маятниковую миграцию», когда жители села ездят на работу в город или райцентр. В связи с уменьшением населения закрываются школы, что еще сильнее подгоняет оставшихся жителей переехать в город», — объясняет явление эксперт.
По данным Новосибирскстата, на начало 2009 г. в Новосибирске проживало 1 397 191 человек — более половины населения области (52,9 %).
За прошедший год число его жителей увеличилось на 6,7 тыс. человек (на 0,5 %), а наибольшее число жителей зарегистрировано в Ленинском районе (271,6 тыс. человек). По информации отчетов Новосибирскстата, потери сельского населения в направлении «село-город» в 2008 году составили 1812 человек, в то время как в 2007-м — только 1393 человека.
По мнению Светланы Соболевой, положительно на ситуацию с исчезающими с карты области деревнями может повлиять создание так называемых «родовых поместий».
«Для того чтобы людям было где работать, необходимо перенести из города в села мелкие и средние производства — например, сборку простых приборов или пошив одежды из готовых материалов. Для того чтобы люди имели мотивацию оставаться «на земле», необходимо упростить систему получения больших участков в родовую собственность, то есть такую, которая переходит из поколения в поколение. Будет производство — будут дороги, будут люди — будут и школы», — рассуждает демограф Светлана Соболева.
Сообщает НГС |