В понедельник, 10 августа, Новосибирский областной суд оставил в силе решение Убинского райсуда, отклонившего прошение 54-летнего мошенника Евгения Печенкина об условно-досрочном освобождении. Этот человек при жизни стал легендой преступного мира: его аферы с квартирами в середине 90-х годов называют классикой жанра построения финансовых пирамид, а уникальный побег из новосибирской колонии в конце 2001 года неоднократно признавался федеральными СМИ как самый дерзкий и красивый за всю историю. Почему суд не отпустил афериста раньше времени на свободу, хотя по закону мог это сделать, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В новосибирскую колонию общего режима УФ-91/3 Евгений Печенкин был переведен в октябре 1999 года в возрасте 47 лет, где он должен был отбывать наказание в виде 9,5 лет лишения свободы за мошенничество в особо крупных размерах. Свои преступления он совершил еще в первой половине 90-х.
Обманывал Печенкин одинаково. Снимал офис, нанимал персонал и размещал рекламу, предлагая сибирякам купить в его фирме квартиру в рассрочку.
Для этого надо было всего лишь внести 20 % предоплаты, а потом в течение 15 лет вносить гасить оставшуюся сумму равными платежами под небольшой платеж. Печенкин убеждал доверчивых клиентов, что входит в число учредителей многих существовавших на тот момент строительных организаций. Таким образом, Печенкин, по его собственному выражению, успел «кинуть» сотни людей на 1,2 миллиарда неденоминированных рублей, пока его не поймали. Большую часть этих денег следователи до сих пор и не нашли.
Мысль о побеге из новосибирской колонии у Печенкина зародилась летом 2000 года, когда он уже отсидел более полутора лет. По его показаниям уже после поимки, причиной такому решению стало «отсутствие в зоне интереса к его знаниям и организаторским способностям».
Готовился к своему побегу Печенкин постепенно. Сначала примерным поведением и инициативностью втерся в доверие тюремному начальству, потом добился, чтобы его назначили бригадиром отряда зэков, занятых на постройке нового общежития для заключенных, а после этого убедил администрацию возвести на строительной территории несколько дополнительных бараков для инструментов и для хранения песка. Как бывший строитель, Печенкин все умело аргументировал, и никому в голову не пришло, что какие-то там сарайчики могут понадобиться для чего-то еще. Собственно, в этом и был просчет сотрудников колонии. Позднее, двадцать человек из них, в том числе начальник колонии, были наказаны вплоть до снятия с должностей и увольнения.
Подкоп Евгений Печенкин начал рыть из сарайчика, где хранился инструмент. По его словам, он «сначала вырыл вглубь лаз на пять метров, чтобы под землей обойти защитные сооружения и средства охраны, потом рыл вперед еще сто метров, каждый пройденный метр отмечал мелом на стене, а потом прорыл еще 8 метров под углом, чтобы выбраться на поверхность». На все ушло четыре месяца. Копал обычным мастерком сначала сам, ближе к зиме подговорил еще двоих зэков. Так как колония была общего режима, то никого особо не интересовало, где пропадают целыми днями некоторые из заключенных. Главное, что на вечерней и утренней проверках он всегда был на месте. Землю выносили в карманах или незаметно в картофельных мешках и рассыпали на соседней стройке. Всего, по словам Печенкина, они нарыли на «три камаза с прицепами».
Сбежал Печенкин один, вечером 31 декабря 2000 года. По его словам, при желании он мог бы вывести из колонии хоть сто человек, но не стал этого делать. Выбравшись на волю, он три недели отсиживался у знакомых, а потом уехал в Омск. И через Ульяновск в Волгоград.
Беглец пробыл на воле два года, и все это время занимался привычными махинациями. Поймали Печенкина благодаря бдительным волгоградцам, опознавшим мошенника после сюжета о нем по федеральному каналу. За побег аферист получил 2,5 года. Сейчас, когда мошенник отсидел уже основную часть срока, он был вправе рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Однако суд посчитал, что Евгений Печенкин исправился недостаточно, что подтвердила и администрация ИК №13, где он сейчас отбывает наказание. Срок заключения его истекает в 2013 году, причем, по словам заместителя новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Виктора Кабанова, повторно сбежать у него уже никогда не получится. По его словам, «тот побег был глубоко проанализирован, и ничего подобного ни в одной тюрьме России уже не произойдет». Кроме того, как узнал корреспондент НГС.НОВОСТИ, Евгений Печенкин сейчас находится на особом счету и обязан каждый час отмечаться в специальном тюремном журнале.
Сообщает НГС |