В традиционном городском конкурсе профессионального мастерства водителей трамваев лучшей в этом году была признана Елена Евтюгина, работник левобережного трамвайного филиала № 4 МКП «Горэлектротранспорт». Елена работает на маршруте № 15, идущем от Бугринской рощи до Юго-Западного жилмассива. Насколько женской профессией можно считать вождение трамвая, как электрический транспорт уживается с автомобилистами и есть ли у него будущее, выясняла у победительницы городского конкурса корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В чем заключается конкурс профессионального мастерства водителей трамваев?
В первый день мы сдавали экзамен по ПДД, оборудованию трамвая, приемке трамвая перед выпуском на линию и культуре обслуживания пассажиров. Во второй день — езду на разной скорости, экстренное торможение, правила проезда по «противошерстным» стрелкам — и в конце финишная линия, где нужно четко остановиться на белой черте.
Как вы стали водителем трамвая?
Я начинала с кондуктора — пошла работать после школы в 1995 году. Конечно, планировала семью и детей. И вот дети вырастут и спросят: «А кем мама работает?» — и я отвечу: «Кондуктором…». Поэтому решила немножко повысить свой профессиональный статус. Примерно полгода изучала теорию, потом полгода или чуть меньше стажировка и с 2000 года уже работала водителем. Не сказать, что мечтала стать водителем трамвая, — потому что я больше творческий человек, чем технический, — но так сложилась судьба и работа нравится. Я уходила в декретный отпуск, увольнялась — вернулась недавно, в этом году в марте, и, думаю, вернулась насовсем. Сейчас, после победы в конкурсе, мне повысили класс водителя, а в дальнейшем, конечно, хотелось бы получить первый.
А куда вы уходили?
Пробовала себя в абсолютно противоположной сфере — была маникюрным мастером. Но все-таки пришла к выводу, что трамваи мне ближе и интереснее. Честно говоря, некоторую роль сыграл и кризис, но я вообще рада, что вернулась. Из-за кризиса было время небольшого затишья, народ испугался, перестал ходить. А маникюрный мастер работает на процентах — поэтому лучше там, где отработал смену и точно знаешь, что свое получишь.
Сколько получает водитель трамвая?
Я получаю около 14–15 тысяч.
Я не угадала бы по вашему виду, что вы — водитель трамвая: привлекательная блондинка, с маникюром, в белом костюме… Многие так реагируют? Насколько это женская профессия?
Вообще-то да — люди со стороны так и реагируют. Внутри коллектива женщины не удивляют, потому что у нас около 60 % женщин-водителей. Нельзя, конечно, сказать, что это такая уж женская профессия — все-таки это тяжелая работа. Но, тем не менее, — большинство женщин, и работают девчонки молодые, красивые…
Вы и водите в туфлях на каблуках?
Нет, конечно! Обувь должна быть такая, чтобы можно было быстро выскочить, если возникла неисправность. Если это что-то легкое, что можно исправить без помощи слесаря, нужно все делать самой и действовать очень быстро, чтобы не возник простой в движении. А если тяжелое — тогда уже приходится вызывать аварийную бригаду.
Что оказалось самым сложным на практике? Насколько вежливо ведут себя автомобилисты по отношению к трамваю?
В первый день работы я пугалась каждого движения автомобилей, любая неисправность приводила в большое волнение. А потом — уверенность приходит с опытом. Нужно четко контролировать ситуацию, уметь предугадать дальнейшие движения автомобилистов, которые очень любят заезжать на трамвайные пути. Особенно внимательным нужно быть в осенне-зимний период, потому что путь становится сложным из-за юзового состояния рельсов. Сложная ситуация — это, например, когда проезжаешь перекресток, и один из участников движения решает все-таки поехать, когда ты к этому не готова, — приходится применять экстренное торможение, потому что лучше уступить ему дорогу, чем создать аварийную ситуацию.
Нужно надеяться только на себя и быть очень внимательным, потому что многие автомобилисты ездят так, как будто совершенно не знают правил.
Я бы сказала — есть только небольшой процент автомобилистов, которые уважают других участников движения и понимают всю транспортную развязку. В последнее время стало гораздо труднее — бесконечные пробки, в которых нужно ждать, когда автомобили уступят дорогу — а именно трамвай они почему-то и не замечают.
Как вы относитесь к замене кондукторов турникетами?
В час пик народу так много, что я пока не представляю, как это будет выглядеть, особенно если, не дай бог, случится поломка.
На взгляд изнутри — у трамваев в Новосибирске есть будущее?
Я думаю, что вытеснить трамваи в конечном счете не получится. Во-первых, у нас достаточно хороший пассажиропоток. Во-вторых, трамваи все-таки имеют преимущество при проезде пробок, потому что если автомобилисты освобождают дорогу, мы можем проехать быстрее, чем автобусы, которые будут стоять гораздо дольше. Опять же, трамвай — экологически чистый транспорт, и, я думаю, в этом наше огромное преимущество.
Что на ваш взгляд могло бы сделать трамвайное сообщение в городе лучше?
Ремонт, конечно же, трамвайных путей, потому что во многих местах они уже достаточно старые. Лично я бы с удовольствием запретила автомобилистам наезжать в любом случае на рельсы, потому что мы из-за этого достаточно часто страдаем.
Сообщает НГС |