Болезнь века все активнее дает знать о себе в Новосибирске: по данным новосибирского областного центра профилактики СПИДа, за первые семь месяцев текущего года в Новосибирской области выявлены 1792 ВИЧ-инфицированных. Эти больные увеличили общее число зараженных в области в полтора раза. О ситуации со СПИДом и о том, почему специалисты называют ситуацию в области эпидемической, узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: Ежегодное число зарегистрированных больных в области: 2006 г. — 372, 2007 — 1223, 2008 — 2835 человек. Показатель зараженности ВИЧ-инфекцией в НСО по состоянию на июль 2009 г. составил 276,6 на 100 тыс. населения. В России — 308,8; в соседних регионах: Алтайский край — 356, Бурятия — 379, Красноярский край — 357, Иркутская область — 1115, Кемеровская область — 528.
О темпах прироста зараженных ВИЧ очень наглядно говорит самая свежая статистика: месяц назад, по сообщению областного департамента здравоохранения, заболевших было 1564 человек. К концу июля, как посчитали в центре профилактики СПИДа, — уже на 228 носителей больше.
«Среди населения растет резервуар циркулирующего вируса. Известно уже 12 субтипов ВИЧ первого типа. В течение дня, по нашим расчетам, заражается от 7 до 12 человек», — рассказал Юрий Топчин, заведующий эпидотделом центра по профилактике и борьбе со СПИДом.
Топчин добавляет: эпидпорог по ВИЧ область перешагнула еще в 2007 году, а потому сегодня речь идет об эпидемии, и совсем не в переносном смысле. На сегодняшний день в области официально зарегистрировано 7074 больных, реальные же цифры превышают статистические примерно в пять раз. Причем в городе, по словам Юрия Топчина, кумулятивный показатель заболеваемости в полтора раза выше, чем по области: самые неблагоприятные районы — это Ленинский, Первомайский и Калининский; относительно благополучны Советский и Центральный.
Движущая сила эпидемии — молодые люди мужского пола в возрасте от 20 до 34 лет. В этом возрасте заражаются ВИЧ в 4 раза чаще всех остальных.
Основные пути передачи вируса — половой и путем внутривенного употребления наркотиков. Но если в 2005 году наркопередача и половая передача делились поровну, то в последние два года снова начал расти наркотический путь, сегодня это 80 % всех заражений: «Вирус попал в среду потребителей внутривенных наркотиков. Все-таки 65 тысяч наркоманов в области — это громадные цифры. Повторное появление на рынке наркотиков старого поколения приводит к тому, что снова появляются группы молодых людей, использующих одну иглу. Возвращается старая концентрированная форма эпидемии, которая предполагает концентрацию вируса и большое его вращение и распространение среди молодых людей.
Болеет, в основном, неработающее население и заключенные, которые выйдя из мест заключения, будут формировать новые очаги инфекции», — подытоживает господин Топчин.
По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по НСО, количество ВИЧ-инфицированных в колониях за последние четыре года увеличилось вдвое. «Эта проблема общая. Люди ведь попадают в колонию из гражданской сети, мы являемся, своего рода фильтром для области: ведь на свободе человек может не знать, что он болен, а на входе в колонию проходит обследование. За счет того, что ситуация усугубляется в России и области в целом, мы получаем такие цифры», — считает Максим Дубин, начальник медотдела ГУФСИН. Он же напоминает: в сравнении с другими регионами ситуация в НСО находится в «золотой середине», а наркоманы в колонии — в стадии ремиссии, потому как «все ломки, как правило, проходят на уровне следственного изолятора».
Проблемы начинаются на этапе выхода заключенных на волю: инфицированные, они несут уголовную ответственность о нераспространении заражения. Но система эта работает плохо: «К сожалению, это всего лишь формальность», — сетует Юрий Топчин, отметив, что он не знает ни одного такого дела, доведенного до суда.
Единственный путь передачи, который пока удается более или менее эффективно контролировать, — это так называемый вертикальный путь, когда мать заражает своего ребенка при родах: ставя женщину на учет по беременности, ее обязательно проверяют на ВИЧ. В случае положительного результата назначается специальное лечение антиретровирусными препаратами, чтобы снизить уровень вируса в крови. Результат: ВИЧ подтверждается всего у 7 % от общего числа новорожденных. «А по России этот показатель — 12 %», — законно гордится господин Топчин, надеясь, что в связи с кризисом не случится ограничение в финансировании, ведь лечение одного инфицированного обходится федеральному бюджету в 1,5 тысячи рублей ежедневно.
Пока медики борются за продление каждой жизни ВИЧ-инфицированного, они видят только один вариант барьера распространению заразы — информирование людей об опасности заболевания и простых мерах профилактики: «Люди должны знать, что заразиться ВИЧ достаточно трудно — в тысячи раз сложнее, чем вирусом гепатита, существует только три способа передачи вируса». При этом господин Топчин указывает, что люди по-прежнему считают инфицированного кем-то вроде прокаженного, но при этом нередко пускают на самотек элементарное половое воспитание своих детей.
Сообщает НГС |