Извержения вулканов и морские волны размером с пятиэтажный дом Новосибирску не грозят. Тем не менее, на Международную конференцию, посвященную проблеме цунами, в Академгородок приехали ведущие специалисты из Франции, Греции, Италии, США, Японии, Индии, Австралии и Новой Зеландии. По словам заведующего лабораторией цунами Института вычислительной математики и геофизики СО РАН доктора физико-математических наук Вячеслава Гусякова, это — признание заслуг новосибирских ученых, разработки которых помогают вовремя предсказать цунами и спасти обитателей морского побережья от последствий разрушительной стихии.
Справка: Цунами — это длинные гравитационные волны в океане с периодом от 5 до 60 минут, которые возникают в морях и океанах при сильных подводных землетрясениях, извержениях вулканов, оползнях и обвалах. Когда волна, незаметная в открытом океане, приходит к берегу, ее высота увеличивается настолько, что поток воды может вызвать значительные разрушения на берегу.
Как вы изучаете цунами?
Сейчас мы располагаем не просто примитивными моделями отдельных участков побережья, как это было несколько лет назад, а точными цифровыми моделями целых океанов, отдельных заливов, бухт и городов. Они сделаны при помощи спутниковых снимков и трехмерных моделей местности и морского дна — наподобие Google Earth. На дне океанов расположены высокоточные датчики, которые передают нам информацию о том, что происходит в толще воды в режиме реального времени. И это позволяет надеяться на уточнение наших прогнозов.
А насколько они точны сейчас? Можно ли предсказать цунами с точностью до минуты?
Минутная точность тут не нужна. Достаточно предупредить людей за 10–15 минут, чтобы они успели отойти от берега на безопасное расстояние. Это краткосрочный прогноз — предупреждение об уже существующем цунами.
Сегодня мы можем с достаточной степенью точности предсказать ожидаемую высоту и время наступления цунами, это позволяет избежать ложных тревог.
Что касается долгосрочных прогнозов, здесь результаты гораздо скромнее — несмотря на все усилия, мы до сих пор не можем заранее, за год или два, предсказать время наступления и силу цунами.
Возможно цунами в Обском водохранилище или в реке Обь?
Реальной опасности нет — слишком мелкое дно и плоские берега. Что касается плотины, думаю, что она построена достаточно прочно, чтобы не разрушиться внезапно.
Если это все же произойдет, то Новосибирск, который находится ниже плотины, конечно, может пострадать от мощной одной волны. Но это случай маловероятный, такой же, как падение метеорита в Обское море.
Теоретически оно может произойти. Но это только теория, на практике жители Новосибирска дома находятся в относительной безопасности. Пока не соберутся в отпуск…
А в каких туристических странах можно стать жертвой цунами?
Особенно внимательными нужно быть в Турции, Египте, Таиланде, Индии и на Мальдивах. Первая примета — содрогание почвы, похожее на далекое землетрясение. Вторая — резкое изменение уровня моря: если во время прилива вода резко начинает отступать, это тревожный знак.
Защититься от цунами проще, чем от землетрясения, — достаточно уйти вглубь острова хотя бы на 1 км, подняться на холм или зайти на второй-третий этаж крепкого здания.
Ни в коем случае не нужно бежать к воде и смотреть — а что там происходит? Из-за этого в Таиланде и Индии многие погибли в 2004 году во время цунами.
А вы видели цунами?
Нет, не многим ученым, которые исследуют цунами, удалось увидеть волну собственными глазами. Это все же достаточно редкое явление природы, вроде шаровой молнии. Но мы видели много записей, у нас есть фотографии, кадры кинохроники, плюс много приборных записей цунами, сделанных береговыми мареографами и донными датчиками.
Какое цунами было самым сильным в XX веке?
На Тихом океане это Чилийское цунами 1960 года: источник находился у берегов Чили, а люди погибли даже в Японии — цунами захватило весь Тихий океан. Индонезийское цунами в 2004 году тоже было крупным — охватило Индийский океан, но основная масса людей погибла поблизости — в Таиланде, на Шри-Ланке, в Индонезии. В России самое крупное цунами было в 1952 году на Дальнем Востоке, оно последовало за сильнейшим Камчатским землетрясением 4 ноября 1952 года, которое разрушило город Северо-Курильск, там погибло почти 10 тысяч человек.
Какие места в России опасны с точки зрения цунами?
Все восточное побережье Курил и Камчатки, южное Приморье, часть побережья Сахалина. Были случаи цунами в Черном, Каспийском морях, на Балтике. Теоретически цунами может возникнуть в любом водоеме с глубиной более 10 метров и крутыми берегами. Многие реки и горные водохранилища попадают в этот список. Например, в XVI веке на Волге, в районе Нижнего Новгорода, обвалился склон высокого крутого берега, что вызвало на реке волны высотой более 6 метров, «побило барочки», как сказано в хронике, и, возможно, погибли люди.
Несколько лет назад вы выдвинули гипотезу о том, что Всемирный потоп — реальное явление, вызванное падением в океан огромного метеорита. Как продвигаются ваши исследования в этой области?
Мы продолжаем накапливать факты и работать над ними, несмотря на то, что многие ученые настроены скептически. Они считают, что падение крупного метеорита — явление чрезвычайно редкое, оно может случиться раз в миллион лет. А мы считаем, что раз в 10 тысяч лет. Это значит, что космическое тело может упасть на землю и в следующем десятилетии. Упал ведь Тунгусский метеорит в сибирской тайге. Есть еще гипотеза о том, что крупнейшая климатическая катастрофа 435–466 годов, вызвавшая эпидемии, голод в Европе, Малой Азии, в Китае, когда в хрониках писали, что «солнце светило как луна» в течение целого года, была вызвана падением кометы на севере Австралии, в заливе Карпентария. Мы ведем комплексные исследования, они включают геофизику, геологию, историю и археологию. Это не только численное моделирование, но и поиск следов прошлых цунами на берегу.
Кто финансирует ваши исследования?
Какую-то часть денег дает государство через бюджет института, помогает Российский фонд фундаментальных исследований, куда мы обращаемся со своими грантами. Есть еще система международных грантов, национальные фонды ряда развитых стран, спонсорская поддержка от корпораций, которые заинтересованы в наших продуктах.
Мы ведь не только исследуем цунами, но и создаем системы визуализации данных — трехмерные модели городов, системы визуализации данных, графические оболочки типа Google Earth.
Внешне наша система выглядит так же, но она предназначена для решения научных, геофизических задач. С ее помощью можно смоделировать стихийное бедствие и оценить возможные материальные и людские потери в зависимости от качества застройки и плотности населения.
Кто заинтересован в этих продуктах?
Мы получаем финансирование не только за счет грантов, но и от спонсоров. Например, швейцарское агентство WAPMERR финансирует наши исследования в области предсказания последствий землетрясений. Они надеются продать разработку в страны с высоким сейсмическим риском, а мы, в свою очередь, можем создавать наши информационные базы данных и поддерживать их в актуальном состоянии.
На Западе к вашим разработкам интерес выше, чем в России?
В целом да, ведь для многих стран защита от цунами — это очень актуальная проблема. Например, для Индии. Они серьезно пострадали от цунами в 2004 году, поэтому одна из наших разработок уже внедрена в их национальном Центре предупреждения цунами в Хайдарабаде. В России мы достаточно тесно сотрудничаем с Росгидрометом, ответственным у нас в стране за прогноз цунами, результаты наших исследований и расчетные модели используются на Камчатке и на Сахалине.
Сообщает НГС |