Высокая степень инфицированности клещей вирусом Западного Нила в Томской области вынудила томский Роспотребнадзор ввести эту болезнь в список опасных заболеваний этого региона. Названная болезнь по своей симптоматике очень схожа с клещевым энцефалитом, из-за чего врачи зачастую не могут поставить правильный диагноз. Основные переносчики вируса – птицы, комары и клещи. Прошлогоднее исследование томских и новосибирских ученых показало, что вирусом Западного Нила в Томске и окрестностях заражены около 10 % самого распространенного в Сибири вида клещей – ixodes persulcatus (таежный клещ). В Новосибирской области заболевание лихорадкой Западного Нила от укусов клещей и комаров зафиксировали в 2004 году у трех человек. На данный момент разработана система диагностики заболевания, однако мониторинг численности заболевших не ведется.
Справка: Вирус Западного гриппа (лихорадка Западного Нила, западно-нильский энцефалит) был впервые выделен в 1937 году в Уганде. В России эпидемическая вспышка вируса возникла в 1999 году в Волгоградской и Астраханской областях. За последние десять лет заболевания были зарегистрированы в Волгограде, Астрахани, Томске, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке. Клиническая картина болезни варьируется от бессимптомных форм до лихорадки и летальных форм менингоэнцефалита. В 80-90 % случаев у людей наблюдается бессимптомное течение с образованием антител. Клинически выраженная картина характеризуется высокой температурой, головной болью и слабостью. Примерно в 1 случае на 150 заболевших развивается энцефалит или менингоэнцефалит.
«В течение двух лет специалисты наблюдали положительные находки, свидетельствующие о присутствии вируса Западного Нила в клещах Томской области, – комментирует Наталья Мелехова, сотрудник томского Роспотребнадзора. – Эти два года мы также исследовали кровь от лиц, госпитализированных с подозрением на клещевой энцефалит, и в 10 % случаев результаты свидетельствовали о лихорадке Западного Нила. Впрочем, официально такой диагноз не выставлялся, для его подтверждения нужны дополнительные исследования».
По словам Валерия Локтева, заведующего отделом молекулярной вирусологии ГНЦ «Вектор», в Новосибирске было зафиксировано 3 случая заболеванием лихорадкой Западного Нила (один – от комара, два – от клеща), однако само выявление болезни оказалось делом случая: вышло так, что врачи обратились к специалистам ГНЦ «Вектор», думая, что имеют дело с нетривиальным вариантом энцефалита.
«Клиницисты часто путают эти болезни, потому что клиника заболеваний очень похожа, – рассказывает господин Локтев. – С 2004 года мы мониторингом заболеваний у людей не занимались, так как диагностические системы были созданы, коммерчески они стали доступными. Исследования, подобного томскому, посвященного тому, какой процент клещей в Новосибирской области инфицирован вирусом Западного Нила, пока не проводился.
Известно однако, что у 20 % жителей южных районов области имеются антитела к вирусу – это говорит о том, что они с вирусом Западного Нила успели познакомиться».
Лечение лихорадки Западного Нила аналогично лечению клещевого энцефалита. «Сложно говорить, насколько оно эффективное, – комментирует Валерий Локтев. – В разных местах все происходит по-разному. Если в случае с энцефалитом в Новосибирской области фиксируется 3-4 % летальных исходов, то летальность от лихорадки Западного Нила может быть и выше». Как утверждают ученые, тяжелее всего вирус сказывается на здоровье пожилых людей, у которых летальность может достигать 10 %.
Андрей Федянин, замначальника отдела надзора на транспорте и санохраны территории управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, рассказал, что ученые разрабатывают лекарства для лечения лихорадки Западного Нила, а также посоветовал меньше контактировать с клещами и комарами, пользоваться репеллентами и ставить сетки на окна. Господин Федянин также усомнился в том, что летальность от заболевания ВЗН очень высока: «Когда была вспышка в Астрахани, не помню, чтобы смертельных исходов было больше, чем 3 %. Данные нашего мониторинга свидетельствуют о том, что повода для особого беспокойства нет, как нет и оснований говорить, что этот вирус станет столь же популярен, как клещевой энцефалит».
Сообщает НГС |