Участники традиционной «Умной среды» в джаз-клубе «Труба» показали Новосибирск в исторической перспективе. Краевед-любитель и профессиональный пиарщик Егор Егошин представил свой фотопроект «Новосибирск-Новониколаевск», а историк Андрей Шаповалов, который недавно назначен директором Краеведческого музея, признался, что больше любит новосибирцев, чем музейные экспонаты, связанные с историей города. «Новосибирску не хватает мифологии», — сказал Андрей Шаповалов. Егор Егошин, показав присутствующим часть своей фотоколлекции, наглядно продемонстрировал, как эту мифологию создать.
Справка: Проектом «Новониколаевск-Новосибирск» Егор Егошин занимается с 2007 года. На фотографиях – виды города, снятые с одних и тех же ракурсов в начале века и сегодня. Снимки появлялись в его ЖЖ, затем – на сайте www.novosibirsk.novonikolaevsk.ru. Идею выкладывать старые фотографии и находить их современные аналоги Егор почерпнул на одном из московских сайтов. Многие старые снимки взяты из книги «Виды Новосибирска в конце XIX – начале XX веков» Елены Кузнецовой. Их отсканировали и выложили в сеть ученики средней общеобразовательной школы №3.
Почему вы живете в Новосибирске?
Егор Егошин: Я родился в Новосибирске и мне здесь нравится. У нас маленький город, здесь все, через одного, друг с другом знакомы. А если в рамках одной профессии – можно знать всех, и это приятно.
Андрей Шаповалов: Я приехал сюда лет 20 назад из очень хорошего города Ростова-на-Дону поступать в университет. Первым городским маршрутом была поездка из Пашино, где я жил, в Академгородок, где должен был учиться. Я долго ехал мимо каких-то зеленых заборов, заводов и частного сектора. Честно говоря, я был в шоке от города. Потом поселился в Академгородке и пространство города для меня сузилось. Могу сказать, что спустя 20 лет город для меня по-прежнему чужой. Такое ощущение, что я, как и многие люди в городе, здесь временщик. Моя тетя говорила, что ей страшно здесь умирать. Я с ней согласен. На пенсию я опять хочу на Юг. Однако я точно знаю, почему живу в Новосибирске, и не работа тому причиной. Меня здесь держат люди. Я точно знаю, что каждый второй житель Ростова маму продаст за три копейки. А меня и подавно. Хотя Ростов, безусловно, очень комфортный город для жизни.
Что для вас историческое наследие Новосибирска?
Е.Е.: Краеведы и историки закидают меня камнями, но я считаю, что определить новосибирское наследие очень просто. Видите здание, которое плохо выглядит – значит, это наследие. Исключений всего два: дом Крюкова на пересечении ул. Советской и ул. Горького и бывшее женское училище на пересечении ул. Ленина и ул. Урицкого. Современники сделали эти здания красивыми и функциональными, и в этом есть свой шарм. В остальном, новосибирское наследие это 30 зданий в центре, которые стали таковым не потому, что они красивые, а потому что старые.
А.Ш.: Новосибирск – город, архитектурное наследие которого сформировано одним архитектором Крячковым. Нам не хватает мифологии, и все жители, включая представителей власти, пытаются ее создать. Власти все называют памятниками, хотя, по большому счету, многие памятники стали таковым только потому, что они в Новосибирске. В Томске, Омске или в европейской части России они остались бы незамеченными. С архитектурной точки зрения новосибирские памятники – не шедевры. Просто нам не хватает истории, и мы восполняем ее тем, что есть.
Какие современные здания в будущем могут стать памятниками архитектуры?
А.Ш.: Историки не предсказывают будущее. Поэтому я могу только предположить, что здания из стекла и бетона, которые так полюбились горожанам, памятниками не станут. А вот «Зеленые купола» имеют все шансы стать памятником китчу 90-х годов. Они – воплощение «русской идеи», которая стала набирать силу в то время. Памятником может стать и микрорайон «Горский». Его нельзя назвать жемчужиной архитектуры, но он войдет в историю, как и хрущевки. Они стали символом той эпохи, а жилье современного типа воплотит в себе приметы начала XXI века. Хотя, вполне возможно, что памятником станет двухголовое чудовище из синего стекла. Мы не можем судить, должно пройти много лет.
Почему новосибирцы не гордятся тем, что здесь живут?
Е.Е.: Потому что местный патриотизм воплощается в одной фразе: «Я горжусь тем, что не уехал».
А.Ш.: Ко мне это ощущение пришло случайно. Я вел переговоры с представителями Краснодара по поводу привозной выставки. Мы не могли договориться по поводу цены вопроса. Я стал объяснять, что у нас эту выставку посетит полторы тысячи человек, у нас культурная столица Сибири, а у них никогда не будет такого трафика. И вдруг я понял, что говорю совершенно искренне. Я патриот Новосибирска как культурного центра, хотя к понятию «столица Сибири» отношусь очень скептически.
За что жители соседних городов ненавидят новосибирцев?
Е.Е.: У меня много друзей, которые приехали в Новосибирск из других городов и не стесняются этого признать. Для многих Новосибирск – это ступенька. Если в Москву ехать страшно, а в большой город хочется, едут сюда.
А.Ш.: Новосибирск – город-выскочка, город-нувориш. У него не было истории, он сразу стал богаче и успешней, чем города-соседи. Ему завидуют те, что имел амбиции – географические, исторические. Посмотрите, мы никогда не сравниваем себя с Томском или Иркутском. Мы пытаемся сравнить себя с Москвой и Санкт-Петербургом. Мы наглые, нам повезло — за что нас любить? Для нас Омска вообще не существует. Вот Красноярска мы в последнее время стали опасаться. Там к власти пришел хороший региональный менеджер, мы готовы рассматривать его в качестве конкурента.
Пора ли ставить памятник сибирскому духу и свободолюбивому характеру?
Е.Е.: Сибирский дух – это пафосные слова. У нас холодно и мы должны быть ближе друг к другу, чтобы согреться, еще мы должны быть честными, иначе есть риск ночевать на улице. А дух это Новосибирска или свойство любой глубинки – это предмет отдельной беседы.
А.Ш.: Глядя на исторический процесс, я не вижу никакого сибирского духа. Это жители Академгородка придумали для себя, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Чтобы доказать, что сибирский дух был и есть, чему ставить памятник, свободолюбивые жители Академгородка должны были написать книжку. Московские и питерские диссиденты написали, а наши – нет.
Куда вы поведете своих друзей, которые впервые приехали в Новосибирск?
Е.Е.: На пешую прогулку по тихому центру. Нужно развивать не музейную, а любительско-пешеходную историю, когда для того, чтобы узнать какой-то исторический факт, достаточно просто пройтись по городу. Я предлагаю поставить у каждого исторического здания вандалоустойчивую табличку, на которой будет написано о нем что-то интересное. О Новосибирске есть, что рассказать. Например, у нас есть улица Артиллерийская, которая параллельна сама себе и одновременно перпендикулярна. Улица Зорге у нас прерывается, а Ленина – изогнута.
А.Ш.: Вот вы задали вопрос, и я подумал – а водил ли я своих друзей в Новосибирский краеведческий музей? Нет, конечно! Пока не был директором… Но ведь нечего там было смотреть… (смеется). А сейчас у меня есть огромное поле для работы. Нужно сделать так, чтобы горожане вели гостей города в наш музей. Первый шаг мы сделаем в Музейную ночь (16 мая – Д.С.). Будет круто.
Сообщает НГС |