В среду, 22 апреля, Госдума приняла в третьем чтении поправки к Кодексу об административных нарушениях, серьезным образом ужесточающие наказание для водителей. В частности, в десять раз вырастут штрафы за то, что водители не уступают дорогу пешеходам. В ГИБДД НСО уверены, что эти поправки кардинальным образом повлияют на пренебрежительное отношение автолюбителей к пешей части населения, а многие водители считают, что и без того их так обложили со всех сторон крупными штрафами, что новый ровным счетом ничего не решит. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выслушал все точки зрения на то, как нововведение может отразиться на безопасности дорожного движения.
Законопроект о поправках к Кодексу об административных нарушениях, разработанный в целях повышения защищенности пешеходов и ужесточения требовательности к водителям за нарушения ПДД на пешеходных переходах, поступил в Госдуму осенью прошлого года.
«Основной мотив в принятии нами поправок ― безопасность пешеходов, так как статистика свидетельствует, что наезд на пешеходов это самый распространенный вид ДТП, а каждый шестой наезд на пешехода совершается на пешеходном переходе.
― объяснила корреспонденту НГС.НОВОСТИ депутат Госдумы из Новосибирска Лиана Пепеляева. – При этом если при столкновении пешеход неизбежно пострадает, то водитель в машине гораздо более защищен». По словам депутата, определенная дискуссия возникла только в третьем чтении и касалась предположения, что усиление ответственности водителей, предусмотренное новым законом, создаст сложности для движения автомобилей, а значит пробки станут больше. Тем не менее, депутаты практически единогласно проголосовали «за».
В итоге после того как закон вступит в силу, а это произойдет не раньше лета, после рассмотрения Советом федерации, водитель, не уступивший дорогу пешеходу, уже не сможет отделаться предупреждением или штрафом в 100 рублей, а будет вынужден заплатить штраф 800-1000 рублей.
Остановка автомобиля на пешеходном переходе или создание препятствия для пешехода при стоянке на тротуаре повлечет за собой наказание в размере 300 рублей, а не 100 как раньше. Также со 100 до 500 рублей увеличен штраф за нарушение правил перевозки людей, например, детей до 12 лет без автокресел.
Кроме того, решено ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения и для самих пешеходов ― со 100 до 200 рублей.
«Это было сделано для справедливости, так как пешеходы также создают нештатные ситуации, и спрос с них должен быть выше», ― объяснил новосибирский депутат Госдумы Анатолий Локоть. По мнению старшего инспектора отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД НСО майора милиции Алексея Толочного, водители не уступают дорогу пешеходам все чаще.
Если за три месяца прошлого года таких нарушений было зафиксировано 3494, то в нынешнем году за этот же период – уже 4036.
«Дело в том, что мы стали пристальнее относиться к этой проблеме», ― объясняет Толочной. В течение всего апреля 2008 года в Новосибирске, Бердске и Искитиме продолжается акция «Пешеходный переход», рассказал собеседник, и ежедневно на рейд выходит две специализированных группы, которые занимаются исключительно профилактикой взаимоотношений водителей и пешеходов. «Я считаю, что угроза штрафа 100 рублей не заставляла водителя пропускать пешехода, ― говорит Толочной. –
Например, когда был повышен штраф за непристегнутый ремень до 500 рублей, то дисциплина водителей в этом вопросе по нашим оценкам резко подскочила с 40-50 % до 80-90. Таких же результатов я жду и от нынешнего ужесточения».
По словам представителя ГИБДД, справедливо и повышение штрафов для пешеходов, так как согласно официальной статистике только за первый квартал 2009 года составлено порядка 27 тысяч протоколов за нарушение правил дорожного движения пешеходами.
Как считает руководитель Общественного совета молодых водителей при ГИБДД НСО Алексей Сухоруков, «повышение штрафов для водителей будет серьезным намеком на то, что пешеходов все-таки лучше пропускать». При этом основной зоной внимания для инспекторов, по мнению специалиста, должны стать ровные улицы без светофоров, где водители очень часто предпочитают не замечать пешеходов по краям пешеходного перехода. «Идеальным должно быть положение дел, когда пешеход только заносит ногу на «зебру», а машины уже останавливаются, ― говорит Сухоруков. – Такое я видел в Ленинск-Кузнецке и совсем недавно в Бердске на одном из основных пешеходных переходах в центре, где оказывается в свое время была проведена настолько плотная профилактическая работа, что водители научились».
По мнению общественника, если штрафовать каждый раз за нарушение, то штраф может быть даже символическим, так как неотвратимость наказания дисциплинирует гораздо сильнее, чем крупный штраф.
Сообщает НГС |