Новосибирские дорожники решили не только запретить устанавливать на обочинах дорог памятники жертвам дорожно-транспортных происшествий, но и перенести большинство уже существующих памятников в специально отведенные для этого места, сообщил журналистам на прошлой неделе глава областного департамента транспорта Николай Симонов. В своей аргументации главный дорожник области сослался как на существующее постановление губернатора Виктора Толоконского, запрещающее установку подобных сооружений на придорожной территории, так и на эстетическую сторону вопроса: «не каждому приятно ездить по дороге, как по кладбищу». Корреспондент НГС.НОВОСТИ выслушал сторонников и противников этого решения.
Справка: В период с 2003 по 2008 годы на дорогах Новосибирской области в дорожно-транспортных происшествиях погибло 3235 человек, из них в 2008-м — 454. Самыми аварийными в 2008 году стали трасса К-17 Новосибирск-Кочки-Павлодар — 18 очагов аварийности, 86 ДТП, 23 погибших, и трасса М-52 «Чуйский тракт» — 27 очагов, 91 ДТП, 43 погибших. Данные отдела информации и пропаганды УГИБДД по Новосибирской области.
Как рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ заместитель руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Александр Штапов, курирующий вопрос по незаконным строениям в придорожной зоне, вопрос по памятникам жертвам ДТП на обочинах дорог возник в силу того, что их количество за последние годы неимоверно выросло, и дальше терпеть их стало невозможным.
«Еще 30 марта 2005 года губернатор Виктор Толоконский подписал постановление, в котором четко сказано, что в пределах придорожных полос запрещается установка и иное размещение памятников погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, — говорит Александр Штапов. – Поэтому мы просто намерены исполнять это постановление».
Как пояснил Штапов, в первую очередь задачу областных дорожных подразделений он видит не в переносе существующих памятников, а в категорическом запрете на установку новых. «Препятствовать этому незаконному явлению мы начинаем уже сегодня», — уточнил чиновник. Позиция же в отношении существующих памятников у областного департамента транспорта не столь непримирима.
«Никто не будет сносить памятники бульдозером, потому что никто не хочет навлечь на себя проклятье, — говорит Штапов. – С каждым памятником вопрос будет решаться индивидуально, и совершенно точно, что многие памятники мы оставим — вопрос этот очень деликатный и рубить шашкой здесь нельзя».
В том же случае, если отыскать родственников, установивших памятник, не получится, и сам памятник будет «неухоженным», то он однозначно будет демонтироваться и отвозиться на специальный склад, где какое-то время будет опять-таки ждать своих владельцев, объяснил Штапов. Таким образом, по его мнению, через несколько лет в Новосибирской области на обочинах дорог останутся только самые «цивильные» из ныне существующих памятников, а новые не будут появляться вовсе.
Как рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ старший инспектор по пропаганде УГИБДД по Новосибирской области Алексей Толочный, больше всего памятников жертвам ДТП установлено в зоне очагов аварийности на дорогах областного и федерального значения. В общей сложности это почти 100 очагов аварийности (3 и более ДТП) на трассах М-52 «Чуйский тракт», К-17 «Новосибирск – Кочки — Павлодар», М-51 «Байкал», К-19 «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий», М-53 «Байкал» и «Новосибирск – Томск».
«Что изменится, если уберут все памятники из этих зон очагов аварийности, можно только гадать, так как в ГИБДД никто специально не исследовал, как они влияют на дорожную безопасность», — говорит Толочный.
Однако, по мнению начальника УГИБДД по Новосибирской области в период с 1995 по 2000 годы, а ныне председателя Новосибирского фонда родственников, пострадавших в автоавариях, Петра Морозова, перенос памятников жертвам ДТП с обочин дорог может повлечь за собой серьезные последствия. «В конце девяностых мы даже специально поставили на постаменты разбитые машины в Чулыме, Куйбышеве, Татарке, Искитиме и других районах, чтобы лишний раз напомнить водителю, чем чревато нарушение правил дорожного движения», — говорит Морозов. – «И если подобные напоминания уберут, то теоретически это может повлечь за собой увеличение аварийности на дорогах».
С такой точкой зрения согласился и водитель с 20-летним стажем Владимир Кириллов, являющийся координатором регионального движения автомобилистов «Свобода выбора», добавив, что надо не памятники убирать, а делать все возможное, чтобы число ДТП с погибшими, а значит и необходимость ставить им памятник, свести на нет. Сама традиция устанавливать памятники вдоль дорог на месте гибели человека предположительно возникла только в прошлом веке, в то время как традиции устанавливать памятники не на месте захоронения умершего — многие тысячи лет, утверждает ученый-археолог и главный редактор журнала «Наука в Сибири» Юрий Плотников. «И очень вероятно, у этой современной традиции не культурологические, а психологические основания – людям необходимо являться на место гибели, — добавляет историк-медиевист Андрей Бородихин. – Если это так, то запретить им и дальше как-то отмечать место гибели родного человека практически невозможно».
Сообщает НГС |