Рак — самая злободневная болезнь современной цивилизации, и наш регион исключением не является. Прирост заболеваемости по онкологическим болезням в нашем городе за последний год составил, по статистическим данным, 1,3 %. При этом одновременно фиксируется снижение смертности населения от этой патологии на 1,8 %. О том, с чем связаны такие цифры, как меняется структура раковых заболеваний и о роли ранней диагностики онкологических болезней узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ на специально организованной по этому поводу пресс-конференции.
Главная новость, о которой онкологи начали говорить еще в конце прошлого года, заключается в том, что у нас изменилась структура заболеваемости раком. Теперь максимальное число заболевших (всего их в прошлом году было зарегистрировано 6199 человек) — это обладатели рака кожи, их догоняют по численности женщины с опухолями молочной железы и завершает печальную тройку рак легкого.
Главной причиной необычного для Сибири рака кожи специалисты называют рост благосостояния населения: люди стали ездить в жаркие страны, традиционно пренебрегая предостережением онкологов для бледнолицего населения, которому загорать много противопоказано.
Обсуждая второго лидера — рак молочной железы, специалисты также указывают на социальные факторы. Как пояснил Сергей Сидоров, главный онколог Главного управления здравоохранения мэрии, в Америке, Италии, Франции — индустриально развитых странах, а теперь и у нас — традиционно высокие цифры по женским ракам. «Здесь негативно работает фактор эмансипации, когда женщина поздно заводит ребенка. Ведь вынашивание ребенка и кормление его грудью для женщины является протекторным фактором — но только до 35 лет, а вот кормление в более позднем возрасте — для молочной железы, напротив, дает дополнительную нагрузку» — поясняет онколог. Третий враг сибирского населения — рак щитовидной железы. По данным заведующего отделением онкоэндокринологии ГКБ № 1 Сергея Шевченко, каждая третья операция, которую они проводят в своем отделении, — по поводу злокачественной опухоли щитовидной железы. Наш регион — эндемичный по дефициту йода, потому традиционно жители оказываются в группе риска.
Неоперабельные виды рака щитовидной железы встречаются сегодня у совсем молодых людей — до 20 лет. Вызвано это, по словам врачей, «комплексом причин».
Из-за этого «комплекса» стали чаще стали говорить о внешних факторах, влияющих на заболеваемость. «Из всех внешних причин, которые вызывают заболевания, 50 процентов составляет питание, — говорит онколог Сергей Сидоров, указывая на низкое качество многих продуктов, обилие в них химических веществ, а также на привычку несбалансированного питания. — Например, перегрузка жирной и белковой пищей приводит к повышенному образованию канцерогенов». «Еще 10 лет назад лидером был рак легкого, и главным фактором развития — курение. Теперь — запыленность и задымленность городов, сажа — вот самые страшные канцерогены, которые вызывают рак легкого, потом уже курение», — добавляет Сергей Сидоров.
Есть и хорошие новости: за последние 10 лет число пролеченных и вернувшихся в нормальную жизнь больных увеличилось на 50 %. А смертность за последний год снизилась почти на 2 %.
Помимо чисто медицинских факторов (национальный проект «Здоровье» с новым оборудованием, новые лекарства и развитие хирургических технологий) здесь работает фактор профилактических осмотров. Программа дополнительной диспансеризации радует врачей результатами: раньше выявленный рак оставляет надежду на излечение. Однако увеличение количества больных порождает новую проблему: повышенную нагрузку на онкологов. «Из 46,25 ставки для онкологов поликлинического звена сегодня 14 ставок не занято. Кроме того, из 32 человек треть являются совместителями. При этом онколог в поликлинике должен помогать врачам других специальностей при оказании специализированной помощи. В городском онкологическом диспансере нагрузка по приказу на любом этапе — 4,7 пациента в час. Нередко бывает и по 50 человек за смену (6 часов. — И.К.)», — говорит Марина Черенкова, заведующая городским онкодиспансером, отмечая, что вкупе с психологической нагрузкой, которая ложится на врачей этой специальности, желающих занять эту вакансию практически нет.
В связи с нехваткой онкологов в поликлиниках специалисты возлагают повышенные надежды на врачей первого звена, требуя с них повышенной онкологической настороженности.
Так, согласно приказу, первично обратившийся в текущем году пациент должен быть осмотрен на так называемые визуальные формы рака, это не так мало, как может показаться: подозрения при осмотре кожных покровов, слизистых, щитовидной железы могут грамотного врача насторожить уже на раннем этапе болезни. Женские опухоли должен выявлять гинеколог. Сложнее с мужчинами: отсутствие системы смотровых кабинетов, подобных женским, сделало рак предстательной железы лидером по количественному ежегодному приросту. Поэтому врачи рекомендуют мужчинам преодолеть психологический барьер и чаще обращаться к урологу и хирургу — именно они следят сегодня за мужским здоровьем. При этом пациенту нужно не стесняться, а требовать от врача внимания к своей персоне и обращаться к нему при первых симптомах плохого самочувствия.
Сообщает НГС |