26 ноября новосибирским управлением Роспотребнадзора были опубликованы результаты проверки компаний-владельцев мультикасс, принимающих платежи за мобильную связь. Причиной стало то, что новосибирцы стали активнее жаловаться на задержки платежей и невозможность связаться с хозяевами терминалов. Две провинившихся компании оштрафованы, однако такой результат стоит оценивать лишь как первый шаг на длинном пути разбирательств, ведь через мультикассы проходит до 90 % всех средств абонентов. Сотовые операторы видят причину задержек в сбоях связи на самих терминалах и советуют не выбрасывать чеки, по которым, в случае чего, они готовы пополнить баланс прямо в офисе.
По информации специалиста Управления Роспотребнадзора по НСО Тамары Гавриловой, с сентября по ноябрь от граждан поступили жалобы на 6 компаний. Поводами стали задержки в процессе перевода денежных средств, а также отсутствие информации об исполнителе услуг для предъявления претензий. «Не скажу точно, бывало ли такое раньше, но в этом году точно прецедентов не было.
Две компании оштрафованы, две находятся в стадии проверки, а терминалы еще двух предполагаемых нарушителей были демонтированы до приезда комиссии», — рассказала Тамара Гаврилова.
В результате проверок штраф был наложен на ООО «МастерКэш» (терминал по адресу ул. Выборная, д. 108/1), а также на ИП Батенина Е.К. (ул. Плахотного, д. 49/1). В обоих случаях нарушение законодательства выразилось в отсутствии доступной для потребителя информации о правилах оказания услуг. «Мы не занимаемся задержками платежей. К нам обращаются тогда, когда невозможно связаться с фирмой-владельцем терминала», — уточнила Тамара Гаврилова. По информации специалиста Роспотребнадзора, компании-нарушители должны будут оплатить штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
Актуальность проблемы задержек при оплате мобильного через терминалы самообслуживания становится очевидной на фоне данных сотовых операторов Новосибирска. По информации менеджера службы по связям с общественностью ЗАО «Мобиком-Новосибирск» («МегаФон-Сибирь») Михаила Ивонина, через платежные системы проходит 85-90 % всех платежей абонентов. По информации пресс-секретаря Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Татьяны Тарасовой, на данный момент соотношение между наличными платежами и картами оплаты равно примерно 80 % к 20 %. «Но в наличные попадают платежи через банкоматы банков, терминалы самообслуживания, кассы супермаркетов и салонов дилеров», — уточняет специалист.
Принятые терминалом средства не попадают напрямую к оператору сотовой связи, а проходят сложную систему бизнес-отношений.
Ситуацию описывает Татьяна Тарасова: «При пополнении счета через терминал между оператором и абонентом может существовать целая цепочка посредников. Как правило, все платежные терминалы работают через платежную систему или банк. Теоретически прием платежей производится в режиме реального времени, но представьте себе, что в цепочке из нескольких звеньев в каком-то месте пропал интернет или выключили электричество. Отсюда, в основном, и задержки с поступлением денег на счет».
Многие эксперты сходятся во мнении, что самая ненадежная часть описываемой цепочки — это сами терминалы, которыми владеют небольшие фирмы или индивидуальные предприниматели. Зачастую проблемы со связью происходят именно на этом этапе перевода средств.
По словам коммерческого директора новосибирской компании по продаже платежных терминалов «МигПэй» Юрия Гринь, около 70 % терминалов принадлежат частным предпринимателям, владеющим не более чем тремя аппаратами.
«Есть не более 5 компаний, каждой из которых принадлежит по нескольку сотен терминалов, да и то 300 установок это предел», — отметил специалист. Как рассказал Юрий Гринь, бизнес частников строится на авансовых платежах платежной системе. «После покупки терминала, предприниматель должен постоянно следить за балансом банкомата, то есть регулярно вносить аванс. Как только аванс заканчивается, аппарат отключается от платежной системы. Величина аванса зависит от клиентского трафика, но из расчета, что средний единоразовый платеж для Новосибирска составляет 50-70 рублей. Однако не стоит забывать, что проблемы могут возникнуть и на сервере у сотового оператора», — объясняет эксперт.
Как менее распространенный, но реальный фактор задержек, представитель компании «Билайн» отмечает ошибки абонентов при заполнении данных. «Мы всегда рекомендуем сохранять чек об оплате услуг до поступления средств на лицевой счет. В случае ошибочно указанного номера телефона, для зачисления платежа и при наличии чека специалисты компании помогут оперативно скорректировать баланс абонента», — отмечает эксперт.
Сообщает НГС |