Федеральный суд общей юрисдикции Калининского района Новосибирска вынес приговор по делу о работорговле. Шестеро выходцев из Средней Азии организовали бизнес по вербовке и бесплатному использованию труда своих малограмотных соотечественников. Фактически это было рабство – узбеки бесплатно трудились на строительных объектах, жили впроголодь в антисанитарных условиях, находились под постоянным надзором охранников, подвергались моральным унижениям и физическому воздействию. Банду рабовладельцев удалось изобличить только после того, как один из гастарбайтеров вырвался на свободу и при помощи родственницы смог составить заявление в милицию. Участников группы обвинили по ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми» и по ст. 127.2 «Использование рабского труда».
Согласно материалам уголовного дела, организатором бизнеса по торговле людьми в конце 2005 года стал 50-летний Амон Сафаров – уроженец Таджикистана, более 10 лет проживающий в Новосибирске. В состав банды Сафарова вошли его родственники и знакомые - уроженцы Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Рабов, по данным следствия, вербовали на территории Узбекистана – оттуда была родом единственная женщина в банде Умида Рузинова. Наведываясь периодически домой, она предлагала малограмотным мужчинам трудоспособного возраста поехать на заработки в Сибирь, обещала хорошие условия работы и проживания, а так же приличную зарплату – до 6 тысяч рублей.
Соискателей работы в России формировали в группы и отправляли в Новосибирск междугородними автобусными рейсами. Конечным пунктом этих рейсов являлся Хилокский рынок.
После высадки гастарбайтеры попадали в «несколько неожиданную» для себя ситуацию – у людей отбирали паспорта, объявляли их должниками за проезд до Новосибирска и увозили на съемное жилье в Калининском районе. На следующий день начинались «трудовые вахты» - любой новосибирский работодатель мог заказать «раба» для самой малоквалифицированной работы всего за 100 долларов США в месяц. В «комплект поставки» входили решенные, как уверяли работорговцы, вопросы с жильем, питанием, транспортом и документами.
По данным следствия, узники ежедневно трудились на различных строительных объектах Новосибирска - долбили грунт, копали траншеи, переносили стройматериалы. Продолжительность рабочего дня для гастарбайтеров достигала 15 часов. Утром их привозили к месту работы, вечером увозили со стройки. Жилищем для рабов являлись старые малогабаритные съемные квартиры – в одной комнате жили по 10-12 человек. Хозяева рабовладельческого бизнеса существенно экономили и на питании «подопечных» - выдавали им только воду, хлеб, макароны и маргарин. А круглосуточный контроль над узниками напрочь отбивал охоту не только бежать, но и просто возмущаться. Ни о какой зарплате, речь, разумеется, уже не шла.
Периодически рабовладельцы избивали своих жертв за малейшие провинности, внушали им, что «в случае чего, увезут в лес и закопают, или на стройке забетонируют, и никто искать не будет».
В конце концов, один из узников не выдержал и убежал. Так получилось, что у него имелась в Новосибирске более-менее грамотная родственница, она и помогла бедолаге составить заявление в милицию. Вскоре следователи выехали с обысками на съемные квартиры, где содержались узники. Были задержаны все шестеро участников группировки работорговцев, в том числе и лидер Амон Сафаров. По результатам расследования, подозреваемым предъявили обвинения по ч.ч. 2, 3 ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми в составе организованной группы с перемещением потерпевших через Государственную границу РФ с изъятием документов с применением насилия» и по ч.ч. 2, 3 ст. 127.2 «Использование рабского труда в составе организованной группы с применением насилия с изъятием и сокрытием документов».
В судебном процессе обвиняемые отказались признать свою вину, заявили, что жертвы работали добровольно. Однако суд счел эти пояснения надуманными. В то же время, суд посчитал, что из окончательной формулировки обвинения следует исключить квалифицирующий признак «организованная группа» - доказательств этого оказалось недостаточно. В итоге, всех шестерых признали виновными в торговле людьми и использовании рабского труда. Суд назначил подсудимым от 3 до 4,5 лет лишения свободы. Как заявил представитель государственного обвинения, если бы не был исключен признак «организованный группы», обвиняемые получили бы намного больше, например, для Амона Сафарова просили 10 лет колонии. По словам прокурора, приговор районного суда будет обжалован в кассационной инстанции.
Сообщает НГС |