Прилавки в продуктовых супермаркетах пустеют. Финансовый кризис ударил и по продуктовым сетям, задерживающим выплаты поставщикам, и по поставщикам, испытывающим проблемы с кредитованием и сбытом своей продукции. По словам участников рынка, большие долги накопились у большинства ритейлеров — среди них «Холидей», «НТС» («Квартал», «Пятерочка», «Патэрсон») и многие другие. Эксперты считают, что в ближайшее время ассортимент будет сужаться, а большинство продуктов сегмента премиум будет вытеснено продуктами эконом-класса.
Александр Агеев, директор по корпоративному развитию «НТС», объясняет уменьшение ассортимента проблемами производителей и дистрибьюторов — в особенности последних. «Зачастую это компании с арендованными логистическими и офисными площадями, не имеющие своих активов, на которые банки смотрят прежде всего при кредитовании, — комментирует господин Агеев. — Гарантом при кредитовании для них был лишь товарооборот компании.
Главным образом сокращению будет подвергнут ассортимент компаний, завязанных на импорт: чай, кофе, алкогольные напитки, импортное пиво и вино. Как правило, они не могут сейчас предложить твердые залоги для финансирования своей деятельности».
Производители и поставщики вынуждены терпеть невыплаты ритейлеров, причем крупные дистрибьюторы иногда отказываются от сотрудничества с некоторыми сетями, а мелкие не имеют возможности избежать кабальных условий. «Сети нам никогда вовремя и не платили, — рассказывает Владимир Гамолко, директор компании «Добрич», специализирующейся на производстве и торговле пельменями. — Все время говорится, будто сети-гиганты хорошо расплачиваются, а это не так, в связи с кризисом же стало еще хуже. Если раньше мы платили совершенно дикие входные билеты и сети нас отжимали по полной программе, имея на розничном рынке карт-бланш, то сейчас они платить стали еще хуже, отсрочку платежей стали просить в 120 дней».
При этом прекращать работу с сетями мелкие производители не могут: стоит только прекратить поставку, как сети прекращают любые оплаты.
«Сейчас они платят хоть что-то, а так оплат нет вовсе, и мы вынуждены кормиться обещаниями. Некоторые же сетевики напрямую предлагают обращаться в арбитражный суд», — сетует господин Гамолко.
В крупных компаниях настроены более оптимистично. «Мы прекратили поставки в некоторые торговые предприятия, не оплачивающие в срок поставленные товары, но таких предприятий немного», — комментирует Антон Калтыгин, руководитель по внешним связям по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку «Вимм-Билль-Данн». По его словам, объем потребления снизился в целом по рынку, и нельзя сказать, что в снижении явно преобладает какой-то товар или группа.
В связи с тем, что кризис затронул все слои населения, во многих сетях пересматривается матрица в сторону сокращения премиального сегмента и введения в ассортимент марок эконом-класса, считает Антон Лаврененков, региональный менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Мултон» (соки Rich и «Добрый»).
Объяснение этому простое: в ситуации кризиса нужна хорошая оборачиваемость продукта, держать же большой ассортимент премиальной линейки, которая неделями стоит на полках, нецелесообразно. Как отмечает эксперт, в начале этого года была очевидна тенденция, когда даже ориентировавшиеся на дешевые продукты сети стали обращать внимание на премиум-сегмент, однако кризис повернул течение вспять.
По словам Антона Лаврененкова, 90 % сетей в той или иной мере задерживают платежи. До кризиса у некоторых клиентов такой ситуации просто не возникало, теперь же они случаются и у таких гигантов, как «Холидей» и «Кора».
«Они просят подождать, говорят, что проблема эта временная. Так это или нет, зависит от того, как будет развиваться ситуация с кризисом, — комментирует господин Лаврененков. — Может, все и образуется: если брать «Холидей», то когда Кудрин недавно встречался с главными ритейлерами страны, наша главная сибирская сеть получила господдержку. Одним словом, к Новому году полки пустыми не будут».
Сообщает НГС |