Следственный комитет при прокуратуре РФ передал в Новосибирский областной суд уголовное дело о масштабных мошенничествах, известных в народе под названием «лохотрон», которые в 2004-2006 годах совершались на территории Гусинобродского вещевого рынка членами организованной преступной группы. Злоумышленники от имени компании «Эльдорадо» устраивали лотерею, а потом и торги за выигранный «приз» - в торгах участвовали жертва и подставное лицо. Сообщник неизменно побеждал, поскольку всегда располагал большей суммой для торгов. Следствие выявило 19 активных членов преступной группы, все они пошли под суд. Из этих 19 человек двое – Александр Куклин и Касан Покатаев – названы организаторами преступного сообщества, еще двое – сотрудники районного ОВД – обвинены в содействии мошенникам и сокрытии заявлений потерпевших граждан от учета. Кроме того, участникам группы предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».
Согласно материалам уголовного дела, группа Куклина и Покатаева начала действовать на территории вещевого рынка на Гусинобродском шоссе в 2004 году и закончила свое существование в декабре 2006 года, когда все члены преступного сообщества были задержаны с поличным в ходе спецоперации областного УБОП. Четырнадцать из девятнадцати активных участников мошеннической группы были арестованы, пятеро остались под подпиской о невыезде. Сыщики выяснили, что группа не просто так выбрала для своей «работы» вещевой рынок и прилегающие к нему территории – в число потенциальных жертв прежде всего входили иногородние граждане, наивные селяне.
В составе четко структурированного преступного сообщества, по версии следствия, функционировали три подгруппы, которые специализировались на разных жертвах – в зависимости от пола, возраста, предполагаемых образования и социального положения.
Так называемые лотереи-«лохотроны» злоумышленники проводили от имени крупных торговых сетей, в частности от имени компании «Эльдорадо». По данным следствия, потерпевшему предлагалось поучаствовать в бесплатной лотерее и выиграть крупный приз – холодильник, телевизор, компьютер. Умение ввести человека в заблуждение, разговорить его, расположить к себе проявлялось буквально сразу, как только мошенники вступали в диалог с жертвой. Первый же вытянутый билет оказывался выигрышным. Далее гражданину разъясняли, что он может либо забрать свой приз в одном из магазинов торговой сети, либо получить на месте компенсацию в размере 25 тысяч рублей.
Упоминание имени известной торговой сети и различных деталей процедуры получения приза добавляло солидности и внушало жертве абсолютное доверие.
Именно в этот момент на сцене появлялся сообщник мошенников – еще один «просто прохожий» с выигрышным билетом на тот же самый приз. Ведущий «шоу» сообщал, что «действительно, на этот приз выпущено два выигрышных билета» и предлагал устроить торги за право обладания призом. Между соискателями телевизора или холодильника объявляется аукцион с шагом в 500 рублей. Кто больше на финальном этапе выложит наличности, тот и заберет приз – обещали злоумышленники. В процессе «торгов» деньги, которые ведущему передавал потерпевший, незаметно переправлялись участнику-сообщнику и вновь поступали в оборот – выиграть в таком «состязании» изначально представлялось невозможным. Наконец, когда жертва оставалась без средств, участник-сообщник скрывался.
Другие члены группы, постоянно находившиеся рядом, всячески мешали обманутому человеку предпринять какие-либо ответные действия – не давали броситься в погоню, «ненароком» сбивали с ног, показывали неверное направление и т.п.
В дальнейшем за потерпевшим устанавливалось наблюдение – обратится ли тот в милицию. Если да, то в дело вступали еще двое активных участников группировки – действующие сотрудники ОВД. Эти милиционеры, по долгу службы обязанные регистрировать заявления и обращения от граждан, всячески старались отговорить жертв мошенничества от подачи заявления – уверяли их, что раскрыть преступление «практически невозможно» и т.п. Если потерпевший настаивал на возбуждении уголовного дела, ему в последующем возвращали половину суммы и уговаривали составить расписку о снятии претензий.
При этом заявления граждан либо вообще не регистрировались, либо по ним выносились необоснованные отказы в возбуждении уголовного производства.
Участникам изобличенной группы предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере» и по ч. 2 ст. 210 УК РФ «Участие в преступном сообществе (ОПС)». Организаторам группы Куклину и Покатаеву инкриминировали ч. 1 ст. 210 «Создание преступного сообщества». Милиционеров обвинили по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».
Сообщает НГС |