На прошлой неделе о первых итогах своей работы отчитался Новосибирский центр по проблемам домашних животных – первая муниципальная организация, призванная цивилизованно решать проблему безнадзорных собак. Однако у активистов-собачников первые итоги его работы вызвали возмущение – центр усыпил более 95 % прошедших через него животных. В самом центре напоминают, что в первую очередь муниципальные кинологи работают по жалобам населения - с агрессивными стаями, опасными для людей. Ветеринары полагают, что отловом собак проблема не решается в принципе.
«С 1 августа службой изъято с улиц города Новосибирска 235 животных. В филиал центра для поиска новых хозяев отправлено 8 собак. Отправлено для утилизации 227 усыпленных животных, признанных ветеринарной службой больными или агрессивными – по ветеринарному акту и по заключению кинологов», - сообщил директор «Новосибирского центра по проблемам домашних животных» Андрей Каркавин.
Такое количество усыпленных собак глава центра объяснил спецификой выездов на отлов животных. «Сразу же поясню – бригады выезжают по заявкам жителей об агрессивных стаях. Конкретно указывают, какие собаки на них бросаются, кусаются, поэтому они переходят в разряд агрессивных. Конечно, эти собаки будут усыплены. Просто так находить им хозяев и отпускать – значит брать на себя слишком большую ответственность», - заявил он.
Всего в питомнике, рассчитанном на 100 мест, сейчас находится 30 собак. Пристроить к новым хозяевам центру за месяц удалось 20 животных.
Защитников животных такое соотношение усыпленных и пристроенных собак не устроило. «По словам Галины Клебче, зампредседателя общественной организации «Право животных на жизнь», до создания Центра она была свидетелем того, как врач городской ветеринарной службы проводил «осмотр» отловленных животных: заглядывал в окошко на двери комнаты и, не осматривая собак, решал, кого надо усыплять, а кого можно оставить. Эта же система осмотра осталась и после создания Центра», - говорится в пресс-релизе организации «Право животных на жизнь».
Защитники животных напоминают о существовании «Закона об общих положениях содержания собак и кошек в Новосибирской области», в котором прямо прописан запрет на «отлов безнадзорных собак и кошек с целью умерщвления, кроме собак и кошек, больных заболеваниями, опасными для жизни человека».
В результате, полагают активисты, Новосибирск получил не современную зоозащитную организацию, а близкий аналог «Спецавтохозяйства», убивавшего всех собак без разбора. «Отлавливали их какими-то крюками, очень жестоко», - уверяют они.
Директор муниципального центра Андрей Каркавин претензии защитников собак воспринимает с недоумением: «Город занимает принципиальную позицию – если бродячая собака кусает людей, она усыпляется. В городе бегает свыше 10 тысяч бездомных собак». Зато животных, пригодных для возвращения в человеческий дом, уверяет он, «люди разбирают тут же». Информация о таких собаках, по словам Андрея Каркавина, размещается на форумах, а в дальнейшем у муниципального центра появится собственный сайт.
Попытки со стороны регулировать работу муниципальных собачников в центре называют наивными. Основная цель центра – обеспечение безопасности людей, полагают там. «Пусть устраиваются к нам на работу и принимают звонки от людей, которые говорят – забирайте этих диких животных, а если они кого-то укусят, мы вас просто разотрем. Пусть принимают прямое участие. Но они хотят быть наблюдателями и кричать, что все плохо», - говорит Андрей Каркавин.
Фактически, центр «как милиция – защищает граждан», резюмирует его директор.
Эксперты полагают, что к решению собачьего вопроса в Новосибирске подходят не с той стороны. «Если у собак остаются источники питания, то поголовье в любом случае сохраняется, на место одной собаки приходит другая, идет нормальный естественный отбор. И собак всегда будет именно столько, сколько есть питания, не больше и не меньше, – говорит руководитель «Центральной ветеринарной клиники» Ирина Плотникова. – Если в Москве мусорные баки закрыты, то у нас собаки в них спокойно залазят и добывают пропитание».
По словам Ирины Плотниковой, утвержденной процедуры вынесения собаке «агрессивного» диагноза, на котором базируются смертные приговоры животным, не существует. Лечить домашних собак, пострадавших от нападений бродячих стай, новосибирским ветеринарам тоже приходится нечасто. Исключения бывают в период гона, сезона, когда воинственно настроенные самцы делят самок.
Сообщает НГС |