Брак и семья в России претерпели глубокие изменения, как и во многих индустриальных странах. Важнейшая отличительная черта брачного поведения — вслед за Европой — поздний возраст вступления в брак. Разводы стали широко распространенным явлением повсюду, и Россия по уровню разводимости занимает второе место в мире после США. О причинах изменения семейных ценностей корреспондент НГС.НОВОСТИ беседовал с демографом и социологом Анной Михеевой.
Справка: Анна Рэмовна Михеева — кандидат экономических наук, доцент кафедры общей социологии экономического факультета НГУ, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Читает курс «Социология семьи» в НГУ. Общее число публикаций — 75, в том числе монографии: «Сельская семья в Сибири: жизненный цикл и благосостояние», «Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты», «Отцы и матери после развода: ответственность, права, проблемы».
В минувшем полугодии в Новосибирской области на 100 браков приходится 80 разводов, с чем это связано?
Судить по полугодиям в демографии не принято, потому что колебания могут быть случайными. Так, во втором полугодии браков будет определенно больше хотя бы из-за желания многих зарегистрировать его 08.08.08. И даже по годовым колебаниям трудно выявить закономерность: если молодое поколение многочисленное, то браков будет много. Но ведь разводятся не только молодые, а и люди со стажем семейной жизни 10, 20, 30 лет. Так что говорить, что 80 % браков распадается, неверно: ведь женятся одни люди, а разводятся другие. Если бы мы брали показатель разводов тех, кто прожил в браке до года, его число было бы существенно меньше — максимум 3 %. Хотя это, конечно, тоже высокий показатель. Но стоит помнить и о том, что очень популярны гражданские браки — незарегистрированные союзы, и они тоже часто распадаются. Из-за распространения «немолодежных» сожительств в последние 10 лет в Сибири наблюдается и снижение доли повторных браков на 2–3 %.
Тенденция жить без официальной регистрации характерна только для России?
Супружество теперь возможно без заключения брака, оно не обязательно предполагает совместное проживание, также как и рождение детей. Распространение незарегистрированных бракоподобных союзов приобретает массовый характер как в России, так и в европейских странах. До 1980-х годов такие процессы наблюдались в Дании, Швеции, странах Северной Европы. С середины 1980-х отказы от официального брака стали распространяться в Греции, Португалии, Испании, а в некоторых странах — Дании, Испании, Швеции, Великобритании — такие союзы легализованы и юридически являются семьей.
С чем вы связываете популярность гражданских браков?
Исторически в России редко действовало правило: «Мой дом — моя крепость». Община, соседи, да и государство часто вмешивались, контролировали частную жизнь граждан. Теперь же частная, интимная жизнь все больше становится независимой от «посторонних глаз». Люди становятся свободнее и решают сами, как им жить-быть. Я не могу сказать, хорошо это или плохо, поскольку задача науки — изучить реальность, а не то, «что должно быть». Но по результатам исследований можно заключить, что некоторым современным супругам необязательно идти в загс, поскольку они не нуждаются в «государственном подтверждении» своей личной жизни. Но в ситуации беременности или рождения ребенка это подтверждение требуется. Этим и отличается брак от партнерства-супружества двух взрослых людей. По результатам опросов оказывается, что люди идут в загс прежде всего потому, что ребенку нужны законные родители.
Откуда пошла мода на гражданские браки?
С середины XX века так называемые пробные браки стали популярны в Швеции: жених и невеста жили вместе, представлялись супругами родителям и знакомым. Но это было, скорее, молодежным явлением. Кстати, по данным последней переписи населения на вопрос: «Состоите ли вы в браке?» — положительно ответили 33 миллиона людей, из них 10 % живут в незарегистрированном браке. Они могут сходиться и расходиться, и в реальности мы не можем сказать, как часто распадаются эти союзы. Но в то же время образуются и новые союзы-семьи. Однако слабое звено во всем этом «взрослом» процессе — дети. По данным российского мониторинга 2002 года оказалось, что у 20 % детей в возрасте до 16 лет хотя бы раз происходит смена родительского окружения, у 5 % детей такая смена происходит дважды и больше.
Наше последнее исследование показало, что каждого пятого школьника в возрасте от 7 до 10 лет воспитывают уже отчимы.
Сейчас уровень внебрачной рождаемости составляет 32 % , то есть находится на уровне послевоенных лет: тогда это было обусловлено диспропорциями половой структуры. Затем этот процент снизился до 5–7, а с начала 1980-х годов стал равномерно повышаться. Причем в сельском населении доля внебрачных рождений в России и в Сибири была всегда выше, чем в городском. В наше время это связано с распространением сожительств — отсутствием штампа в паспорте. Самая высокая доля внебрачных рождений (50–60 %) у сельского населения коренных сибирских народов: бурятов, тувинцев, алтайцев, и коми-пермяков.
В советское время цифры по разводам была меньше? Почему люди разводятся?
В России всегда был очень высокий показатель разводов. То, что пишут в заявлениях в суд как причину, — алкоголизм, измены, сексуальная неудовлетворенность — не всегда достоверно. В 80 % случаев инициаторы разводов женщины, в США этот показатель — 30 %. Российские женщины раньше, чем в других обществах, даже и европейских, получили возможность учиться, работать, делать карьеру. Многие женщины стали действительно экономически независимыми, эмансипированными.
Изменилась ли мотивация вступления в брак?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие времена мы сравниваем. В России на протяжении уже почти двух столетий люди в своем брачном и семейном поведении все дальше отходят от тех норм, которые были очень строгими, жесткими, даже жестокими: сексуальные отношения и рождения детей разрешались только в браке. Теперь социального контроля в этой сфере практически нет. Люди давно стали рациональными, и они такими и остаются: многие имеют возможность выбора — и относительно партнера, и относительно детей, и относительно загса. Они сами в состоянии определить, что им нужно и что для них хорошо. И женщины сейчас не так часто настаивают на регистрации: из-за неуверенности в партнере и в серьезности отношений, из-за стремления к независимости и желания избежать ответственности. Те же самые причины верны для мужчин. Но есть в этой частной сфере жизни и такие моменты, которые не поддаются рациональному пониманию. И вот тогда нам 46 % отвечают, что любовь — главный мотив вступления в брак.
Справка: Управление по делам ЗАГС Новосибирской области в первом полугодии 2008 года зарегистрировало 7,8 тыс. разводов, что на 9,1 % больше, чем за первое полугодие 2007 года. Количество браков тоже выросло — на 2,5 %, за первое полугодие текущего года их зарегистрировано 9,7 тысячи. Таким образом, на 100 браков приходилось 80 разводов. В Сибирском федеральном округе НСО делит второе место по количеству зарегистрированных браков с Красноярским краем — их обгоняет только Кемеровская область (10,3 тыс. за первое полугодие). По количеству разводов НСО также вторая — ее опережает Красноярский край (8,2 тыс.), а на третьем месте Кемеровская область (7,7 тыс.). По соотношению числа браков и разводов Новосибирская область тоже вторая (80 разводов на 100 браков), впереди — Красноярский край (85 разводов на 100 браков), позади — Омская область (79 разводов на 100 браков). // сообщает НГС |