29 августа в Вознесенском кафедральном соборе была освящена и представлена широкой общественности икона «Чернобыльский спас». Мероприятие, организованное союзом ветеранов чернобыльской аварии, причудливо совместило в себе древнюю церковную обрядность и суровые мотивы современности. Рядом с Христом на этой самой настоящей иконе изображена крыша злополучного саркофага, врачи в белых халатах и ликвидатор в противогазе. По мнению культурологов, подобные явления могут стать первым опытом модернизации самого древнего и влиятельного религиозного института страны.
В пятничный полдень во дворе Вознесенского собора собралось человек 100 — никто из них не был похож на гостей очередных брачующихся, которые то и дело сновали в храм и обратно. Вместе с типичными тетушками в платочках и юбках до пола, за новой святыней следовали и неумело крестящиеся сквозь густой сигаретный дым ветераны в орденах. Ликвидаторы Чернобыльской катастрофы вспоминали товарищей, священники читали панихиду, а девочки-курсантки кадетского училища в ярких оранжевых беретах шептались, сбившись в стайки. Каждый занимался своим делом. Благо, оно было у всех общим — день 59-летия со дня испытания первой советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне.
По информации председателя регионального союза «Чернобыль» Владимира Дроздова, первоначально планировалось освятить икону 26 апреля — в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако специалисты иконописной мастерской «Венец» закончили свое творение только в августе, потратив на его создание ровно 9 месяцев. «Понятие «чернобылец» уже давно не ограничивается только непосредственными участниками ликвидации последствий данной катастрофы. В нашу организацию входят все, пострадавшие от промышленной или военной радиации в СССР или России.
В НСО на учете стоит около 5 тыс. человек, из них 1900 ликвидаторов чернобыльской катастрофы», — отметил Владимир Дроздов.
По словам настоятеля собора отца Александра, цель создания иконы — это сохранение памяти о трагедии. «Теперь прихожане нашего собора всегда смогут посмотреть на икону, вспомнить о тех событиях и помолиться за жертв катастрофы. Первоначально нам предлагали сделать копию с украинского «Чернобыльского спаса», но мы решили создать свой собственный эскиз. На той иконе были неправильно расставлены акценты — небольшое изображение Христа и большие сюжетные картинки. У нас — наоборот, ведь главное в этой ситуации не сама трагедия, а спасение», — рассказал священник.
На «Чернобыльском спасе» изображены души жертв радиации, дети и взрослые, а также как бы загораживающие их фигуры врачей и солдата в противогазе.
Также вдали виден корпус реактора и брошенный из-за сильного радиационного фона храм. Посередине растет скрюченная обугленная сосна в виде креста. Несмотря на то, что Ангелы и Христос остаются главными действующими лицами композиции, мы не видим ни варягов с мечами, ни святых с нимбами. Вместо них в нижней части изображения — рядовые советские граждане и депрессивный пейзаж постъядерного пространства.
«Не стоит удивляться, — комментирует происходящее отец Александр. — Литургическое творчество не стоит на месте, а развивается вместе с реалиями жизни, его окружающей.
Если вы посмотрите на некоторые иконы современных святых, то также сможете увидеть персонажей из нашего времени — например сцену, где красноармеец расстреливает мученика за веру из автомата».
По мнению новосибирского художника и одного из организаторов скандально известной группы «Синие носы» Константина Скотникова, подобные новшества в иконописи — весьма неожиданный ход руководства Православной церкви. «Я думаю, что мы видим как появляется та замочная скважина, куда начинает дуть сквознячок модернизации Церкви. Раз освятили это произведение, значит, так и должно быть. Не знаю как на счет жизни, но в вопросах смерти Церковь можно точно считать авторитетом», — отметил эксперт.
Новосибирский «Чернобыльский спас» — не первый в России. Память о катастрофе дает знать о себе в разных регионах страны в виде похожих друг на друга икон с бросающимися в глаза людьми в противогазах. Однако от влияния времени не застрахованы ни геймеры, которые вот-вот начали осваивать чернобыльский «Сталкер», ни священники, которые встретят прихожан под сенью чернобыльской иконы. // сообщает НГС |