21 августа в Управлении пассажирских перевозок мэрии Новосибирска состоялось совещание по внедрению на пассажирском транспорте второго этапа программы спутниковой навигации «ГЛОНАСС». Бортовые навигаторы призваны максимально сократить отставания автобусов от графика и помочь диспетчерам контролировать расход ГСМ. Авторы проекта намерены до конца этого года оборудовать навигаторами весь муниципальный общественный транспорт, а также всячески способствовать внедрению системы на коммерческих маршрутах.
Справка: ГЛОНАСС — Глобальная Навигационная Спутниковая Система — российская спутниковая система навигации, призванная стать аналогом американской системе GPS. Основу ГЛОНАСС теоретически должны составлять 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в 3-х орбитальных плоскостях на высоте 19 тыс. км. На практике формирование ГЛОНАСС еще не закончено.
Пилотный проект спутниковой навигации наземного общественного транспорта в Новосибирске был запущен еще в октябре 2007 года. На тот момент инициативу проявило Министерство транспорта, выделив на оснащение муниципальных автобусов и троллейбусов 2,5 миллиона рублей. Сегодня, спустя почти год, власти Новосибирска намерены развивать проект и дальше, что выразилось в решении выделить из городского бюджета сумму в размере 8 миллионов рублей. По данным представителей Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, за описываемый период в систему было включено 230 бортов общественного транспорта: 14 троллейбусных маршрутов, 10 автобусных муниципальных маршрутов и 10 маршрутов коммерческих перевозчиков.
Удалось выяснить также и некоторые номера коммерческих маршрутов, оборудованных системой спутниковой навигации: 1038 (ТК «Толмачевский» - «Снегири»), 1264 (Свечникова – ВАСХНИЛ), 1003 (Таймырская – с. Верх-Тула), 1045 (Центральный корпус – Чемской бор) и 1243 (ж/м Западный – Радиостанция).
Основная декларируемая цель программы «ГЛОНАСС» на транспорте — оптимизация графика движения общественного транспорта по известным маршрутам. Другими словами, данный технический комплекс призван свести к минимуму опоздания и большие паузы между прибытиями на остановки автобусов, троллейбусов и маршруток. По мнению представителей мэрии, более упорядоченное движение техники по маршрутам сделает проезд в общественном транспорте более удобным и снизит временные потери пассажиров. Помимо этого, начальник Управления пассажирских перевозок Валерий Новоселов отметил, что «ГЛОНАСС» поможет диспетчерской службе наиболее эффективно контролировать расход ГСМ на автобусных маршрутах.
«В себестоимости проезда 70 % занимает топливо, а существующая на сегодня система контроля расхода топлива имеет погрешность в 10 %. В связи с этим, новый способ контроля по-настоящему необходим», — отметил Валерий Новоселов.
Описываемый технический комплекс имеет официальное название «АСУ «Навигация» и состоит из бортового устройства и программного обеспечения на компьютере диспетчера, соединенных между собой спутниковым сигналом в режиме реального времени. Небольшое устройство, установленное в кабине водителя, «следит» за соблюдением маршрута и графика движения, показывая на монохромном экране данные об отставании от графика в минутах. В память устройства внесена информация о предполагаемом по графику времени прибытия на каждую остановку. Навигатор постоянно анализирует соответствие между планом и реальным положением автобуса на улицах города, подсказывая ему, как снова встроиться в график.
Помимо навигатора, в устройстве присутствует модуль связи, благодаря которому диспетчер имеет возможность в любой момент связаться по радио с водителем или послать ему смс с рекомендациями относительно графика движения. Корреспонденту НГС.НОВОСТИ в ходе презентации проекта удалось понаблюдать за работой диспетчерской АСУ «Навигатор» — на экране своего компьютера диспетчер видит карту Новосибирска, по которой движутся значки единиц техники, отображая траекторию реального ТС. Относительно каждого конкретного транспортного средства высвечиваются данные о пробеге, скорости передвижения, о заторах, произошедшем ДТП, неблагоприятных погодных явлениях (например, гололед) или обрыве линии. Благодаря данной системе, диспетчер имеет возможность оперативно управлять работой маршрута.
По словам директора ООО «Автопрайд» (маршруты 1045 и 1223) Олега Вербицкого-Захарова, судя по опыту, АСУ «Навигатор» ощутимо помогает оптимизировать работу автопарка.
«Впервые, когда я установил эти приборы на автобусы, то был поражен, обнаружив, что мои водители посреди рабочего дня покидают маршруты, загружаются баулами и везут торговцев на барахолку. Тогда все водители были уволены», — рассказал Олег Вербицкий-Захаров.
По информации директора МУ «ЦУГАЭТ» Ольги Рязановской, бортовое устройство «АСУ Навигатор» для автобуса и троллейбуса стоит 16 тыс. рублей, а для маршрутного такси — 11 тыс. рублей.
Также Ольга Рязановская отметила, что в планах мэрии — до конца 2008 года оборудовать АСУ «Навигатор» полностью весь парк муниципальных автобусов и троллейбусов. Кроме продолжения внедрения АСУ на транспорте в четвертом квартале этого года, специалисты планируют начать установку цифровых информационных табло на остановочных пунктах. Первыми будут оборудованы Речной вокзал и Вокзал Новосибирск-Главный. Благодаря табло, пассажиры смогут видеть расписание транспорта, место его реального нахождения и время прибытия. В течение 2009 года планируется установка подобных табло на пл. Маркса, пл. Калинина, на ост. Цветной проезд и на конечной остановке в микрорайоне Родники.
Единственной проблемой федеральной программы «ГЛОНАСС» оказывается то, что при навигации используются не отечественные спутники ГЛОНАСС, а американские сателлиты GPS. Этот факт корреспонденту НГС.НОВОСТИ подтвердили в пресс-службе мэрии. В чем секрет несоответствующего действительности названия программы, проанализировать трудно.
По информации заместителя директора новосибирской навигационной компании «НовосибирскРефСервис» Дмитрия Бугаёва, на сегодня в России еще не налажен массовый выпуск ГЛОНАСС-навигаторов, а у самой системы не хватает 8 необходимых для ее полноценной работы спутников. «Однако я считаю введение GPS-навигации для общественного транспорта разумным решением — теперь водителям будет труднее «пролетать» мимо остановки или уйти с маршрута», — отметил эксперт. // сообщает НГС |