Калининский районный суд Новосибирска вынес приговор по делу о подрыве здания Октябрьского райсуда в сентябре 2006 года. Рецидивист Константин Шиховцов признан виновным в том, что, желая избежать ответственности за совершенные им групповые разбойные нападения, задумал и осуществил план по подрыву суда и уничтожению материалов своего уголовного дела, рассматривавшегося на тот момент в Октябрьском суде. По случайному и редкому стечению обстоятельств, Шиховцова, постоянно находившегося под стражей, накануне выпустили из СИЗО под подписку о невыезде.
За несколько дней Шиховцов, по данным следствия, нашел новых сообщников и с их помощью практически безупречно реализовал план уничтожения своего уголовного дела. Единственный его промах, говорят сыщики, заключался в том, что, разрушив чуть ли не половину здания суда, рецидивист и не предполагал, что следственные органы оперативно и в полном объеме восстановят материалы дела о разбойных нападениях Шиховцова.
Согласно материалам расследования, взрыв в здании федерального суда общей юрисдикции Октябрьского района Новосибирска произошел в ночь на воскресенье 3 сентября 2006 года. В момент взрыва в здании находился только один охранник, он не пострадал. В результате инцидента стены одного из крыльев двухэтажного здания (бывшего детсада) обрушились полностью, почти везде вылетели стекла, в части коридоров обрушились перегородки, разрушилась и одна из внешних несущих стен здания суда.
Было установлено, что в результате взрыва в той или иной степени пострадали материалы порядка 40 уголовных дел. Все дела были полностью восстановлены.
Следствием выдвигалось несколько версий случившегося: террористический акт, покушение на кого-либо из судей, месть за ранее вынесенные приговоры. Однако в 4 часа утра воскресенья, когда произошел взрыв, в здании суда вряд ли мог находиться кто-то из судей. В здании был только единственный охранник, да и он располагался в другом крыле. Поэтому версию о попытке умышленного уничтожения материалов уголовного дела с целью ухода от ответственности оперативники приняли в качестве основной. В числе уничтоженных дел было и 5-томное дело группировки разбойников, возглавляемой неким Константином Шиховцовым. Когда выяснилось, что за несколько дней до происшествия Шиховцов, содержавшийся под стражей в СИЗО, по стечению обстоятельств был выпущен под подписку о невыезде, он стал основным подозреваемым.
Розыск пропавшего после взрыва рецидивиста занял 5 дней. После задержания Константин Шиховцов отказался сотрудничать со следствием и признавать свою вину, предоставлял различные алиби, якобы он находился дома и т.д. В ходе расследования выяснилось, что 35-летний житель Новосибирска, ранее судимый, употреблявший наркотики Шиховцов, в очередной раз являлся подсудимым по делу о групповых разбойных нападений с применением обреза охотничьего ружья. Дело Шиховцова и двоих его сообщников рассматривал судья Октябрьского суда Евгений Захаров. Летом 2006 года в очередной раз слушания были отложены, судья ушел в отпуск, срок содержания под стражей подсудимых истек, из СИЗО их пришлось выпустить под подписку.
Через несколько дней лидер группы, по данным следствия, нашел новых подельников, с которыми и осуществил 3 сентября 2006 года подрыв суда. Тех подельников, кстати, так до сих пор и не нашли.
Уничтоженные материалы дела о разбоях Шиховцова органы следствия восстановили полностью – с помощью своих архивов. В январе 2007 года обвиняемый получил за свои разбои 8 лет лишения свободы. А вскоре ему были предъявлены обвинения и по ч. 2 ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога». Кроме того, был подсчитан ущерб, нанесенный зданию и имуществу Октябрьского райсуда, – около 40 миллионов рублей.
Поскольку потерпевшими по делу признали почти всех работников Октябрьского суда, решением судебного департамента материалы дела Шиховцова передали в «посторонний» суд — Калининский, в целях объективности. На процессе Константин Шиховцов отказывался признавать свою вину, утверждал, что доказательства по делу о взрыве были сфабрикованы, а свидетели давали показания против него под нажимом сыщиков. Да и сами по себе доказательства, собранные следствием, подсудимый считал не прямыми, а косвенными, которых не достаточно для признания его вины. Тем не менее, Калининский районный суд признал улики, собранные против Шиховцова, достаточными для вынесения обвинительного приговора. С учетом назначенных ему ранее 8 лет за разбои, окончательно путем частичного сложения суд определил 10 лет лишения свободы. Максимум, что предусматривает российское законодательство за «умышленное уничтожение или повреждение имущества» вне зависимости от размеров нанесенного ущерба, — 5 лет лишения свободы.
Впрочем, наказанием Константину Шиховцову будут не только годы лишения свободы, но и фактически пожизненный долг государству. Иск судебного департамента о возмещении 40 миллионов рублей ущерба рассмотрят отдельно в гражданском порядке. // Сообщает НГС |