Губернатор Виктор Толоконский решил принять целый комплекс мер для того, чтобы выявить в Новосибирской области одаренных детей и привлечь талантливых школьников из других регионов. Главным учреждением Новосибирска, работающим с одаренными детьми с 1963 года и до сего момента, являлся специализированный учебно-научной центр (СУНЦ) НГУ, ранее известный как ФМШ. Для того чтобы поддержать СУНЦ, губернатор подписал постановление о создании в нашем регионе Областного центра работы с одаренными детьми.
За 45 лет работы СУНЦ НГУ окончили 13 тыс. учащихся. Среди выпускников — более 3 тыс. кандидатов наук, около 500 докторов наук, члены РАН, РАО и других академий. В СУНЦ НГУ сегодня учится около 500 ребят, проживающих в условиях интерната. Как и раньше, в СУНЦ попадают дети, победившие на олимпиадах, а также успешно прошедшие летние школы. Из всех воспитанников 40 % — уроженцы Новосибирской области (из них 80 % составляют школьники Новосибирска), 60 % приезжают из других областей России, а также стран СНГ.
Плата за обучение достаточно высока: 60 тыс. руб. в год. Впрочем, действует система скидок. К примеру, для тех, кто занял 1 место на олимпиаде, родительская плата снижается на 50 %.
По данным, предоставленным СУНЦ, у 40 % учеников сейчас сниженная родительская плата, а 8 % вообще учатся бесплатно, причем некоторые даже получают стипендию, размер которой в несколько раз больше обычной студенческой. Как рассказал НГС.НОВОСТИ директор СУНЦ Николай Яворский, денег не хватает все равно: на каждого ученика тратится более 150 тыс. руб. в год. При этом здания школы и общежитий требуют капитального ремонта.
«На последнем совещании мы обсуждали возможности сотрудничества СУНЦ и обладминистрации, — рассказывает Николай Яворский. — Напрямую областные власти нам помочь не имеют права, так как бюджеты у нас разных уровней, и смешивать их нельзя. Мы получаем финансирование от министерства образования, но его недостаточно. Мы нашли компромиссный вариант: Виктор Александрович подписал постановление о создании регионального центра работы с одаренными детьми — учреждения, с помощью которого область сможет оказывать помощь и СУНЦ, и другим школам, с которыми мы будем сотрудничать и где будет использован наш опыт».
Из школ СУНЦ пока что сотрудничал только с гимназией № 1, где был создан специальный физмат-класс: преподаватели СУНЦ читали там лекции, а учителя гимназии проводили семинарские занятия.
Идея о том, что подобное сотрудничество могло возникнуть на базе других школ, возникла достаточно давно, однако лишь сейчас она сможет воплотиться в реальности.
«У нас очень высокие тре6ования, — комментирует господин Яворский, — поэтому ребят на полный класс в одной школе может не набраться. Скорее всего, надо будет собирать классы с нескольких школ».
В управлении образования Новосибирской области отрицают, что Областной центр работы с одаренными детьми создан исключительно ради того, чтобы помочь СУНЦ. «Наша задача — выявление талантливой молодежи, проведение различных соревнований, конкурсов, олимпиад, — комментирует говорит заместитель начальника управления образования Елена Плетнева. — О создании новой школы для одаренных детей речи не идет, это будет учреждение дополнительного образования, структура которого пока еще не ясна».
Вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ о том, сколько в Новосибирской области существует одаренных детей, госпожа Плетнева восприняла с удивлением: «Все наши дети одаренные. И все наши учреждения дополнительного образования работают с одаренными детьми».
С этим утверждением не согласилась декан факультета педагогики и психологии детства НГПУ Эрна Петрова. «Безусловно, такие дети есть, и оставлять их без внимания нельзя, — комментирует госпожа Петрова. — Что касается количества одаренных детей, то такого мониторинга не проводилось. Мне, впрочем, доводилось слышать гипотезу, что в общемировом масштабе количество детей с отклонениями развития со знаком минус равно количеству детей с отклонениями со знаком плюс. Однако если говорить о выделении отдельных одаренных детей в отдельные группы, то здесь существует опасность того, что дети попадут в спецшколы не по своей воле, а по воле родителей». Идеальным, с точки зрения Эрны Петровой, был бы такой центр, где бы ребенок смог сам понять, к какого рода науке или искусству он предрасположен. // Сообщает НГС |