16 апреля областные власти и милиция заявили о начале реализации «конкретных мер», направленных на борьбу с похищениями мобильных телефонов. Было анонсировано создание областной базы данных нелегальных трубок, разработка «правил приобретения и реализации бывших в употреблении средств сотовой связи». Сейчас похищение мобильников по-прежнему одно из самых популярных у злоумышленников и плохо раскрываемых милицией преступлений в Новосибирске. От схемы «грабеж с перепродажей» нелегальные мобильные дилеры переходят к более технологичной работе.
«Эти преступления носят большую социальную опасность, поскольку в первую очередь обращены против детей и подростков», — заявил заместитель губернатора области Алексей Хомлянский. По его словам, в Новосибирской области с этим видом преступлений «ведется решительная и бескомпромиссная борьба». Однако именно бескомпромиссность этой битвы до сих пор вызывает у новосибирцев сомнения, особенно в части борьбы с торговлей сомнительными трубками. Облик многих торговых точек с подержанными телефонами, таких как подземный переход на станции «Речной вокзал» или на площади Маркса, пока не претерпел никаких изменений. При этом опрошенные НГС.НОВОСТИ горожане отмечают, что начиная с прошлого года новосибирская милиция начала почти в обязательном порядке проверять IMEI (уникальный идентификационный номер) мобильников у всех задержанных ею лиц.
Теперь к борьбе с оборотом краденных телефонов подключили Информационный центр ГУВД по Новосибирской области. Он будет вести учет украденных сотовых телефонов по IMEI-кодам.
Как пояснили в корреспонденту НГС.НОВОСТИ областном ГУВД, речь идет о создании новой единой базы данных, аналогичной той, которые информационный центр составляет на разыскиваемых преступников или пропавших людей.
В областном ГУВД признают, что уровень раскрываемости хищений мобильников по-прежнему выглядит неубедительно. В прошлом году в регионе было зарегистрировано более 5000 хищений телефонов. Милиция раскрывает эти преступления лишь в 30 % случаев (для сравнения: раскрываемость убийств в Новосибирске составляет около 90 %).
При этом, по данным городского УВД, новосибирские грабители выбирают своей целью именно мобильные телефоны в 80 % случаев.
«Розыском украденных телефонов занимаются только при отягчающих обстоятельствах: разбой, грабеж и так далее. Если телефон просто украли, то никто его особо искать не будет», — делятся опытом горожане на тематических интернет-площадках. В областном ГУВД в свою очередь в очередной раз посетовали на то, что многие потерпевшие по-прежнему не понимают, как важно известить об ограблении немедленно и дать возможность милиции найти похитителя по горячим следам, что в несколько раз повышает шансы раскрыть кражу.
Новосибирская милиция недовольна и отсутствием, по ее мнению, реальных рычагов воздействия, которые можно применить к сомнительным мобильным ларькам.
«Предложения, касающиеся работы мест, где реализуются бывшие в употреблении сотовые телефоны, отправлялись как в городской Совет депутатов, так и в областной. Но положительного результата мы пока не получили. При этом, если запретить принимать на реализацию мобильные телефоны без документов и без паспорта владельца, то нам это очень поможет, потому что сбыт чужого телефона станет крайне затруднительным занятием», — заявил в январе этого года глава городского УВД Владимир Роппель на специальной пресс-конференции, посвященной нелегальному обороту сотовых трубок.
Впрочем, в региональных администрациях соседей Новосибирской области уверяют, что эффективно подавлять нелегальных мобильных дилеров можно и без принятия специальных законов. «Чтобы сдать на продажу сотовый телефон, в Барнауле, например, обязательно требуют паспорт и документы на телефон. Милиция относится к этим вещам очень серьезно, и проверки совместно с органами мы проводим давно», — уверила НГС.НОВОСТИ замглавы комитета по потребительскому рынку мэрии Барнаула Наталья Чмерева.
Пока Новосибирск решал, как бороться с дилерами, нелегальный оборот телефонов вышел на новый технологический уровень. Номера IMEI в регионе научились подделывать. Это разом обессмысливает как единую базу милицейскую базу данных, так и выборочные уличные проверки. В ГУВД отмечают, что уголовные статьи № 272-273, под которые подпадает перепрошивка IMEI, позволяет преступникам отделаться штрафом, что делает этот нелегальный бизнес выгодным и малорискованным одновременно. Теперь от новосибирской милиции требуют пресекать преступления, связанные с модификацией IMEI-кода, «с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности». // Сообщает НГС |