Ведущий психотерапевт НСО о проблемах разрушения семьи и личности
О проблемах семьи сегодня говорят очень много и очень часто. Новейшие данные твердят о якобы крахе этого традиционного института. Отмечал эту проблему и главный психотерапевт НСО, доктор медицинских наук профессор Владимир Завьялов, автор уникальной методики психотерапевтического консультирования — дианализа. О современной семье и ее проблемах НГС.НОВОСТИ и решили побеседовать с Владимиром Юрьевичем на конференции, посвященной десятилетию его метода.
Справка: Дианализ — международно признанный метод психотерапевтической работы, разработанный профессором Владимиром Завьяловым. Основным постулатом метода является тезис о том, что человек — носитель проблемы, но не ее источник. Источником ее служат внешние противоречия, которые человек оказывается не в силах синтезировать внутри себя. Умение личности примирять противоположности является основой психического здоровья человека и определяет его способности находить решение проблемы.
Какие общественные процессы сегодня влияют на состояние семьи?
Главная проблема современного общества — это усиливающееся противоречие между индивидуальностью и общественной сущностью человека. Кругом твердят: «Стань индивидуальностью, чтобы отличаться от других». В то же время человек сегодня может что-то делать только сообща с другими, здесь и рождается множество противоречий — быть одному или в обществе, жить одному или в семье, чтить традиции или быть новатором…
Креативность — «бич» современности. Ведь быть креативным во всем опасно, это означает разрушение всего существующего. Мы часто забываем, что инновации имеют смысл, только если соблюдать традиции.
Поэтому сегодня можно наблюдать некий возврат к традициям — например, реконструкция обрядов, традиции общинной жизни, боевых искусств, свадебных обрядов. То, что происходит в семье, — это отражение происходящего в обществе, и мы должны искать главное противоречие, чтобы решить вопрос.
С какими проблемами сегодняшние семьи чаще обращаются за помощью?
Очень серьезно стоит конфликт жизненных приоритетов: когда родители не понимают детей, а дети в свою очередь не принимают ценности старших, налицо несоответствие ценностей. Ведь сегодня важным является материальное, и дети, внуки не понимают, как старшее поколение, к примеру, не зарабатывало деньги. Это серьезный камень преткновения в общении.
Распространены вопросы супружеской измены, непонимания, взаимные претензии, ситуации, когда люди не умеют прощать и даже говорить о своих чувствах. Часто они даже не могут разобраться, чем отличаются брак и семья.
А разница между тем колоссальная: если первое — дело только двух людей, то семья включает и детей, а также строгие юридические отношения, соблюдение законов. То, что происходит во многих семьях, пропитано вопиющим беззаконием — просто потому, что люди, вступая в брак, не отдают себе отчета в этой разнице, не осознают ее важность.
Как происходит семейное консультирование? Сложно представить, чтобы среднестатистическое российское семейство пришло на прием к врачу, это скорее похоже на кадр из западного фильма…
Конечно, чаще всего сначала приходят поодиночке с проблемой, а когда узнают о возможности брачного консультирования пары, то иногда приводят и вторую половину. Но таких малая часть: люди стесняются. В российской культуре всегда было принято скрывать свои проблемы, никому в них не признаваться и ни о чем таком не рассказывать.
Но если приходят, говорит ли это о том, что люди четко понимают свою проблему? Как вообще происходит беседа?
Людям объясняется, что они несут полную ответственность за все, что происходит в их брачном союзе, а сам союз добровольный и основан на любви и взаимном притяжении, а не на проявлении власти. Если это получается, то проблема может решиться достаточно быстро. При этом запрещается анализировать и оценивать друга, основной вектор беседы состоит в разборе вопроса «как можно брак улучшить и укрепить?». И никаких отвлечений!
У современных людей очень недисциплинированное мышление. Вообще, это культурная проблема современности — люди разучились мыслить, у них нет никакого представления о философии как о способе мышления.
У них в голове все запутано, и при этом ощущается катастрофический голод по абстрактному мышлению. Ведь только так, с высоты отвлечения, человек способен понять суть своей проблемы и начать действовать. Специалист дианализа — это человек, владеющий приемами диалектики, он подталкивает клиента к размышлению и тем самым подводит его к самостоятельному решению проблемы. Здесь очень строгое отношение к языку, слову и понятию. Приходится преодолевать постоянные трудности, потому что сегодня у нас в обществе нет настоящей культуры мышления.
Можно ли говорить о неком обобщенном портрете человека или семьи, обратившейся к психотерапевту?
В России человека на это толкает то, что я называю трудным вопросом жизни. Иными словами, сложная, часто критическая ситуация — например, большой долг, измена, острый стресс или горе. Сегодня опять растет количество обращений по вопросу алкоголизма в семье. Все более актуальна проблема зависимостей, в том числе компьютерной. Многие не могут выполнять свои социальные функции, рабочие обязанности. Вообще, многие проблемы — это беда современного города. В деревне такие вещи невозможны. Там люди мыслят реальными категориям, не медитируют и не пытаются постичь смысл бытия с замусоренным сознанием. В городе большинство проблем решено другими людьми, и проблемы здесь совершенно иного плана — духовные.
Правда ли, что большая часть клиентов психотерапевта — состоятельные люди, остальным же это недоступно?
Как раз напротив, многие богатые люди склонны обращаться к целителям и знахарям, а не к специалистам, считая, что это «безопаснее». Кроме того, они часто недисциплинированы и пропадают после первой консультации. Большая часть клиентов — это средний класс людей, которые привыкли добиваться всего своим умом, в том числе качества социальной, деловой и семейной жизни. Обращаются и пенсионеры — с болезнями, кризисами старшего возраста, застывшим горем после смерти супруга, одиночеством. Они, к слову, обижаются, когда я консультирую их бесплатно, хотят заплатить…
Сегодня много говорят о метаморфозах института семьи и даже о грядущей смерти классической модели брака…
Многие специалисты считают, что сам институт семьи неустойчив. Государство его на деле никак не поддерживает, разве что социальными плакатами. Есть мнение, что у молодежи сегодня другие приоритеты, а не семья. Это не так. Все понимают ценность брака, но боятся его. Слишком много страха быть зависимыми, общество отравлено либеральными идеями — ведь кругом одна свобода. А семья требует ограничить себя в свободе для достижения иных целей. Люди боятся вступать в брак и довольствуются сожительством, пробными браками. А при первых трудностях разбегаются.
У многих просто нет достойного примера…
Сегодня людей не учат жить в семье, у нас в обществе действительно нет образцов крепкой и счастливой семьи и взять их неоткуда. Телевидение наше имеет цель отвлечь от дел, развлечь, но не научить. И можно понять, почему молодым страшно заводить семью, и тем более рожать детей. Это большая ответственность, а они к ней никак не подготовлены. // Сообщает НГС.
|