Увеличение (более чем в 10 раз за последние несколько лет) количества официально зарегистрированных гастарбайтеров связано и с реальным ростом их числа, и с тем, что рынок труда иностранцев становится более прозрачным и легальным. Такой вывод был сделан на пресс-конференции с участием руководителя областного департамента труда и занятости населения Игоря Шмидта и начальника Управления Федеральной миграционной службы Юрия Звягинцева. В целом в 2007 году в Новосибирской области трудились 37 тысяч иностранцев — около 2,7 % всех трудовых резервов. Такая же квота, кстати, запланирована и на текущий год.
Справка: Основные отрасли, в которых заняты иностранцы в Новосибирской области, — строительство (здесь занято 64 % работников из дальнего зарубежья и 60 % — из ближнего), торговля и общепит (на самых разных должностях — от грузчика до повара национальной кухни — трудится около 15 % от всех гостей). Затем идет сельское хозяйство (17,5 % из дальнего зарубежья: китайцы, например, специализируются на овощеводстве, и 7,5 % — из ближнего). Основные поставщики кадров из дальнего зарубежья — Китай, КНДР, Турция; из ближнего — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия.
Речь идет, разумеется, только об официально зарегистрированных гастарбайтерах. Но по словам Игоря Шмидта, «легально прибывает около 80 % мигрантов, и с каждым разом нелегалов выявляется все меньше».
«В предыдущие годы работодатели уходили от налогов, а сами иностранные граждане зачастую использовались как рабы. В 2007 году эта ситуация коренным образом изменилась, — поясняет Юрий Звягинцев. — Если в начале прошлого года на учете состояло только 600 предприятий, использующих иностранную рабочую силу, то в конце года их количество возросло до 3000». Основная причина в том, что в прошлом году разрешительный порядок регистрации был заменен уведомительным. Кроме того, по словам представителей власти, «ужесточилась работа с работодателями — и разъяснительная, и надзорная».
Впрочем, доктор исторических наук и специалист по вопросам миграции Владимир Исупов не разделяет подобный оптимизм: «После некоторого облегчения процедуры регистрации и введения крупных штрафов для юридических лиц, нанимающих нелегалов (до 800 000 рублей — прим. автора), ситуация немного улучшилась. Но на мой взгляд, переломить ее не удалось, и я уверен, что подавляющее большинство иностранцев по-прежнему не зарегистрировано. Многие нанимаются к частным лицам, например на дачу, или для разовых небольших работ на производстве. А кто будет регистрировать рабочих, нанятых на пару дней?».
Еще одна тенденция, которая сохранится в ближайшие годы, — приток неквалифицированной рабочей силы.
Таким образом, не обоснованы ни надежды на то, что мигранты утолят кадровый голод, например в промышленности, ни страхи по поводу гастарбайтеров, якобы отнимающих рабочие места. Квалифицированных иностранных работников по нужным профессиям на рынке труда практически нет. «К нам едет в основном «кишлак», — поясняет господин Исупов. — Квалифицированный таджикский бульдозерист или слесарь найдет работу и на родине». В результате гастарбайтеры занимают рабочие места, на которые местные работники не согласны из-за условий труда (например, под палящим солнцем) или из-за зарплат. По словам Игоря Шмидта, зарплаты приезжих сезонных работников, занятых в благоустройстве или дорожных работах, могут быть в несколько раз меньше платы местным жителям.
При разговоре об иностранных рабочих неизбежно встает вопрос культурной интеграции и социализации приезжих. «Лучшая модель интеграции мигрантов была создана в США. Там благодаря специальным программам приезжие принимают американские образ жизни и мышление, — объясняет Владимир Исупов. — У нас же, как и во Франции, Германии, Англии, этого не происходит. Мигранты должны уважать правила страны, в которую прибывают, а коренные жители должны понимать, что «другие» не означает «плохие» и иная традиция и исторический опыт требуют уважения.
Самый бесперспективный путь — это путь противостояния, путь скинхедов. Ведь миграцию остановить объективно невозможно, и единственный путь — установление контакта».
Что касается скинхедов и просто агрессивно настроенных «местных», то есть проблемы безопасности гастарбайтеров. В пресс-службе ГУВД НСО говорят, что в Новосибирске этот вопрос «стоит не так остро, как в столицах», ссылаясь на то, что громких судебных дел с указанием национальной ненависти в качестве мотива у нас было немного. Впрочем, этот мотив трудно и редко доказывается. Как правило, до приговора это обвинение снимается. Напомним, что как раз накануне стало известно о раскрытии убийства гражданина Турции в начале этого года — у подозреваемых подростков была изъята нацистская символика.
Сами приезжие признаются, что им случается чувствовать себя неуютно. Так, один гражданин Узбекистана сообщил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что сталкивался с угрозами со стороны соседей. Как-то подвозивший корреспондента таксист-таджик рассказал, что перебрался из Первомайского района в Академгородок, потому что «было страшно». «Многое зависит от района, — подтверждает рабочий, приехавший из Киргизии. — Есть места, в которых неприятно. А в Центральном районе круглыми сутками можно гулять. И вообще, все зависит от человека: если прилично себя вести и общаться с людьми нормально, то все будет хорошо». // Сообщает НГС. |