Страшное рубище, которому предшествовало небольшое столкновение в пробке, разделило новосибирских водителей на два лагеря. Одни считают, что некоторых, кроме как топором, добру не научишь, другие уверены, что у таких «учителей» нужно отбирать права пожизненно. Но и те, и другие соглашаются, что культура вождения в городе оставляет желать лучшего. О том, что думает о безаварийном вождении и психологической атмосфере, царящей на новосибирских дорогах, известный автоинструктор, директор Центра высшего водительского мастерства Виктор Жигулин, машину которого, по иронии судьбы, как раз изрубили топором в позапрошлую пятницу, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Виктор Дмитриевич, что по вашему, является причиной основной массы ДТП?
Тут я соглашусь со сводками ГИБДД, в которых обычно пишут - «не справился с управлением». Но мне интересно, а почему, собственно, человек, который не владеет техникой руления, должен был справиться с управлением? Вы посмотрите, как он ездит. У него руки расположены в нижнем секторе рулевого колеса, он висит на руле, опирается на него локтем… Почему водителю не объясняют в автошколе, что так нельзя ездить, что в критической ситуации, которая возникает мгновенно, что такая расхлябанность приведет к ДТП?
Кто вас на дороге раздражает больше всего?
Ребята, которые понаставили себе прямоточных труб, обклеились наклейками… «у меня же прямоток, машина ревет, я же гонщик!». Они не понимают, что это называется «дым в одном месте». Настоящего автоспортсмена на дороге не отличишь, потому что он гоняет на кроссовой трассе в Раздольном, а не в городе.
А кого вы опасаетесь в потоке машин?
Наверное, неадекватных водителей, потому что они - прямой источник критических ситуаций. И в первую очередь, это почти все выпускники автошкол. Знаете, я часто думаю, чему могут научить эти школы со своими методиками 1962 года? Конечно, они не раз перелицовывались, но ведь все равно создавались для Новосибирска, в котором тогда ездило всего 600 единиц гужевого транспорта, 100 грузовиков, те самые семь встречных машин на мосту. Жизнь изменилось. Вы посмотрите, какие плотные транспортные потоки, которые требуют принципиально новых программ обучения водителей. А как учат в наших школах? Люди платят огромные деньги, чтобы овладеть искусством управления автомобиля, а на них рыкает инструктор. Особенно на девчонок. Объяснение в стиле «Ты че - тупая?» в порядке вещей. И вот представьте, человек, которому внушили, что он тупой, самостоятельно выезжает на дорогу. Он счастлив: «Я не дура! Я умею!». Его машина действительно движется, но нормальных навыков управляющих действий у такого водителя нет, потому что этому почти не учат.
Вы за то, чтобы поменять сложившуюся практику подготовки водителей?
Да! Потому что существующее неряшливое обучение приводит к тому, что снижается культура вождения. В частности, водитель, которого, простите меня за резкость, выплевывает автошкола, не готов к критической ситуации на дороге. И многие такими остаются почти весь свой водительский стаж. Они ездят по наитию, сложные дорожные ситуации и пробки их изматывают, они дергаются туда-сюда, им постоянно кажется, что его сейчас подрежут. И все эти бейсбольные биты, топоры, маты друг на друга из открытых окошек, - это уже следствие.
Почему у многих водителей сдают нервы в пробках?
Очень часто от неуверенности в себе, в своем водительском мастерстве. Многие думают, что попали в пробку, потому что как-то неправильно ехали. Начинают метаться, перестраиваться из ряда в ряд, а толку нет. Они заводятся, нервируя своим поведением других, не понимая простую истину, что в городе почти всегда все приезжают в одно время. Ну, может быть десять минут ты выиграешь. И что?
В том пятничном случае можно было избежать таких ужасных последствий?
Наверное, нет. Мы оба двигались в пробке на небольшой скорости, он чуть быстрее меня. Зацепились зеркалами. Мое треснуло. Я начинаю размышлять, то ли вызывать ГАИ, то ли просто попросить заплатить его за зеркало, выхожу с этими мыслями из машины, поднимаю глаза – и вижу примерно 40-летнего мужика с топором в руках, который кричит «сейчас я тебя убивать буду». Мне потом сказали, что он из Линево, но я и тогда подумал, что мужик с птицефабрики, наверное, головы у курей рубит, мясник по жизни. Потом уже я думал, что можно было, когда он бегал вокруг с топором, просто сбить его. Но в тот момент не сообразил.
Справка: Виктору Жигулину 55 лет, водительский стаж более 30 лет. Раньше он серьезно увлекался автоспортом. Последнее время преподает в собственной школе контраварийную подготовку, активную безопасность водителя и управление автомобилем в критических ситуациях. Обучение проходит по специальной методике доктора педагогических наук Цыганкова, которая еще недавно практиковалась только в спецподразделениях. Таких центров, как у Жигулина, в России всего 15. // Сообщает НГС. |