Федеральный суд общей юрисдикции Тогучинского района Новосибирской области вынес решение по делу о гибели в апреле 2005 года сразу трех новорожденных в местном роддоме. Одна девочка и два мальчика скончались в реанимации родильного отделения один за другим в течение 4 дней. Следователи установили, что причиной смерти младенцев послужила инфекция, появившаяся в здании роддома из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических норм. К уголовной ответственности органы прокуратуры привлекли заведующую родильным отделением Татьяну Макарову. Судебные разбирательства по делу о массовой гибели новорожденных продолжались почти два года.
Татьяна Макарова категорически отвергала свою причастность к смерти младенцев, заявляя, что все они умерли, поскольку были недоношены. В конце концов, суд признал вину Макаровой доказанной по ч. 2 ст. 293 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека» и ч. 2 ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека».
Согласно материалам расследования, первая смерть, относящаяся к этому уголовному делу, была зафиксирована в родильном отделении Тогучинской центральной районной больницы 14 апреля 2005 года. Тогда скончался новорожденный мальчик, состояние которого ухудшалось сразу после рождения: 4 дня в реанимации, и усилия врачей оказались напрасными. Через 3 дня в той же реанимации умерла девочка, а еще через сутки – другой мальчик.
По показаниям врачей, состояние детей резко ухудшалось на второй день после рождения, а интенсивные меры реанимации не приносили никаких результатов.
По факту массовой гибели младенцев прокуратура Тогучинского района инициировала проверку. Вскоре в роддоме появились следователи и специалисты отдела Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Даже поверхностный осмотр позволил сделать вывод о том, что в здании родильного отделения царит антисанитария. Детальные разбирательства выявили целый список нарушений: отсутствие специального помещения для приготовления детской пищи, отсутствие горячей воды, изношенные, имеющие следы ржавчины медицинские инструменты и оборудование, несоблюдение режимов дезинфекции.
Через несколько дней центр Госсанэпиднадзора Новосибирской области предоставил данные предварительных исследований о наличии в здании роддома некоей инфекции, ставшей возможной причиной смерти младенцев. Так называемый «госпитальный штамм возбудителя условно-патогенной инфекции», по словам специалистов, обладает чрезвычайной агрессивностью, и вполне может иметь решающее значение в случаях, когда речь идет о жизни или смерти недоношенных младенцев – а именно недоношенные дети пополняли список погибших в Тогучинском роддоме. Эксперты отметили, что из-за некачественных мер дезинфекции часть микробов выживала и адаптировалась к этим самым мерам: ультрафиолету, дезинфицирующим средствам и т.д. В итоге в помещениях появилась инфекция, с которой не смог справиться ослабленный иммунитет недоношенных младенцев.
Основная сложность для следователей прокуратуры заключалась в том, что было необходимо четко установить и доказать причинно-следственную связь между нарушениями санитарных норм и смертью младенцев.
Ведь все погибшие дети являлись недоношенными, их вес составлял всего половину от нормы, и, теоретически не исключалось, что все три смерти – всего лишь случайность. Именно на последнее обстоятельство в ходе судебного процесса упирали Татьяна Макарова и ее адвокаты. Заведующая родильным отделением отмечала, что необходимые санитарные меры в ее учреждении соблюдались в полном объеме, а те трое детей умерли исключительно из-за того, что являлись недоношенными. Однако суд после долгих разбирательств принял сторону прокуратуры.
Татьяну Макарову признали виновной по ч. 2 ст. 293 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека» и ч. 2 ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека». Учитывая ряд смягчающих обстоятельств, суд назначил медику условное наказание – 4 года. А вот лишать Татьяну Макарову права занимать руководящие медицинские должности, как того просило государственное обвинение, суд не стал. Сейчас медик по-прежнему принимает роды в Тогучинском роддоме. // Сообщает НГС. |