Российский авиаспорт начинает возвращать традиции, заложенные еще во времена Страны Советов. Вот и на чемпионате мира по высшему пилотажу на Як–52, который пройдет в Новосибирске с 14 по 24 августа в аэропорту Северный, за сборную России «в бой пойдут одни старики». Заместитель начальника Новосибирского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ) Алексей Долженко рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ о предстоящем чемпионате мира, который пройдет одновременно с авиационным праздником в честь Дня Воздушного флота России и 95-летия со дня рождения Александра Покрышкина.
Как обычно проводятся чемпионаты мира по авиаспорту?
Чемпионаты мира проходят в классе анлимит (Высшая лига) на самолетах французского производства КАП, «Экстра» и отечественных машинах Су–26М и Су–31. Чемпионаты мира проводятся раз в два года. Но так как в Высшей лиге самолеты разнотипные, то возникает много споров относительно технических характеристик «стальных птиц». Более быстрому самолету недоступны определенные фигуры высшего пилотажа, связанные с низкими скоростями, и наоборот. Поэтому в Высшей лиге определить «воздушного короля» невозможно. В связи с этим было принято решение о международных соревнованиях в едином типе (только на одной модели самолета).
Почему выбор Международной Федерации самолетного спорта пал именно на Як–52?
Это самый распространенный пилотажный и учебный самолет. Як–52 выпускается сейчас в Румынии, но был полностью разработан в Советском Союзе. В 1979 году он прошел первые испытания. На этом самолете летают как в России, так и в Америке, в Южно-Африканской Республике, Германии, Литве и Польше.
Что такое высший пилотаж?
Около 20 лет назад появилась квалификация пилотажа по степени сложности, разбившая его на категории и лиги. Например, такие фигуры, как «бочка» и «петля Нестерова» («мертвая петля»), являются всего лишь элементами сложного пилотажа. «Бочка на вертикали», обратная петля «Нестерова» и другие сверхсложные фигуры — то, что трудно представить в исполнении самолета. Это относится к высшему пилотажу.
Каков регламент предстоящего чемпионата мира, какие виды выступлений стоит ждать?
Регламент чемпионата похож на структуру соревнований по фигурному катанию. Первое летное упражнение — это квалификация. Далее идет произвольная программа, которую из обязательных фигур летчик составляет самостоятельно. В третьей и четвертой частях шоу зрителей ожидает самое интересное — «темный комплекс». По жребию определяют 10 пилотов, которые собираются и составляют список из 10 самых сложных фигур, по одной от каждого представителя. Потом из этого списка составляется комплекс, который раздается тем же вечером летчикам, а уже на следующий день им предстоит, не совершив ни одного тренировочного полета, показать все, на что они способны. Это так называемый «танец с саблями». Так же, как и в фигурном катании, в пилотаже выполняются фигуры, записанные в программу, судьи выставляют оценки, аналогично фигурному катанию присутствуют субъективность, борьба и интрига.
Что делают пилоты в перерывах между соревновательными днями?
Проигрывают программу полетов на земле. Многократно переживают каждый момент предстоящего выступления.
А по ночам?
Конечно же, спят (смеется).
Каков возраст участников чемпионата мира?
Авиаспорт — это дело зрелых людей. Спортсмены могут показывать хорошие результаты и в молодом возрасте, но начинают занимать лидирующие места на соревнованиях ближе к 30 годам, а чаще к 40. Например, в популярной аэрогонке Red Bull Air Race самому молодому летчику было 37 лет. Мастерство наживается годами: опыт полета, физическая и психологическая устойчивость, а также многое другое.
Каковы перспективы нашей сборной на чемпионате?
В нашей сборной сейчас не хватает молодых спортсменов. Но благодаря тому что авиаспорт хорошо развивался в Советском Союзе, школа тех лет сохранилась. В рядах сборной находятся самые мастеровитые пилоты, лидеры мирового спорта. Возможности у нас самые высокие. // Сообщает НГС. |