Новосибирскстат опубликовал предварительные итоги 2007 года о доле бедного населения в Новосибирской области. Оказалось, что каждый пятый житель региона живет за чертой бедности, то есть имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. И хотя специалисты не выделяют в своем исследовании, на какой именно территории области проживает большинство бедняков, они отмечают, что подавляющая их часть все-таки селяне, а в самом Новосибирске процент такого населения невысокий. Корреспондент НГС.НОВОСТИ, посетивший не так давно две вымирающие деревеньки в разных местах области, пытался понять: не грозит ли существующее расслоение социальным взрывом.
Величина прожиточного минимума в Новосибирской области, по данным Росстата, сегодня составляет 4055 рублей в месяц. Когда статистики складывают все заработки семьи (непосредственно заработную плату, социальные выплаты из всех бюджетов, пенсии, стипендии, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности, от вкладов), то есть все возможные доходы, которые можно собрать «в белую», а потом делят получившуюся сумму на количество членов в семье, то выходит среднедушевой доход.
Если среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то человек — бедняк. Таких у нас около полумиллиона человек из тех 2,64 миллионов, что проживают в области.
Автору довелось в конце прошлого года побывать в двух вымирающих деревеньках: Остяцке в Северном районе и Елбани в Маслянинском. На их примере можно сделать более жесткий вывод: сельское население в Новосибирской области живет не просто за чертой бедности — оно вымирает. Молодежи практически нет, все кто мог — разъехались по городам: Новосибирск, Бердск, Куйбышев.
В деревеньке Остяцк Северного района корреспонденту НГС.НОВОСТИ привели любопытную статистику. Если в советские годы в этой деревне было около 1000 голов крупно-рогатого скота, то теперь такое число наберется только на весь громадный Северный район. А люди разъехались кто куда: работы практически нет, поэтому почти все здоровые мужики уезжают на так называемые «заезды». Это работа вахтовым методом на Севере. Многие там и остаются. Взрослое население пьет поголовно, встретить некодировавшегося мужика — большая удача.
Люди живут за счет натурального хозяйства, если кто-то из членов семьи работает, то за 200, 300, 800 рублей в месяц. Зарплата в 2–3 тысячи рублей считается хорошей. Именно отсюда такие низкие среднедушевые доходы. Учителя и врачи с их безумными по местным меркам зарплатами считаются сельской элитой.
В Новосибирске портрет семьи, живущий за чертой бедности, несколько иной. В категорию бедняков попадает любая семья с ребенком, в которой муж и жена получают по 12 тысяч рублей в месяц, то есть среднюю, по данным Новосибирскстата, зарплату по городу, и при этом семья вынуждена снимать жилье.
В таких семьях среднедушевой доход, как правило, не выше 4 тысяч рублей, и значит, ниже прожиточного минимума. Кроме того, в эту категорию могут попасть многочисленные пенсионеры с низкой пенсией и работники бюджетных сфер. Все они сводят концы с концами.
«18,4 процента бедного населения для области — это, конечно, много. Но только если сравнивать со среднероссийскими показателями», — считает кандидат экономических наук, заместитель руководителя центра проблем доходов и социальной защиты населения Всероссийского центра уровня жизни Алефтина Гулюгина. По ее данным, в прошлом году в среднем по России бедняки составили 12,4 %, а в позапрошлом 15,3 %. Кстати, в соседних Омской области и Красноярском крае ситуация на данный момент вполне сопоставима с Новосибирской областью.
Более важным, по мнению госпожи Гулюгиной, для Новосибирской области является не то, что концентрация бедняков у нас выше среднероссийской, а то, что у области одни из самых лучших темпов по снижению доли такого населения.
Так, по данным Росстата, в 2000 году в Новосибирской области проживали 52 % людей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. «За восемь лет эта цифра снизилась в 2,8 раза. В то время как по России — в 2,3 раза», — называет цифры Гулюгина.
По мнению ученых Всероссийского центра уровня жизни, Новосибирской области и России в целом социальный взрыв из-за большой разницы доходов населения не грозит, но вот формирование депрессивных окраин будет продолжаться и в дальнейшем. Повлиять на этот процесс, по мнению специалистов, можно только путем создания новых рабочих мест и развития занятости населения в сельской местности. // Сообщает НГС. |