Вчера, 26 декабря, депутаты горсовета Новосибирска окончательно утвердили Генеральный план развития города до 2030 года. По мысли идеологов генплана, теперь у Новосибирска будет планировочная структура, соответствующая «роли и статусу динамично развивающегося мегаполиса», документ, который в сочетании с более подробными схемами зонирования и землепользования, ясно описывает, что и где можно строить, где прокладывать автомобильные трассы и где сохранять зеленые насаждения. Тем не менее к документу осталось множество вопросов. Депутаты обещают, что при необходимости генплан можно будет исправить.
На последнем в этом году заседании Совет депутатов Новосибирска стремительно одобрил эпохальный документ во втором, окончательном чтении. Этому предшествовала работа в комиссиях и прием корректив к генплану от населения. Правда, почти все поправки, которые депутаты в итоге внесли в документ, носили скорее косметический характер.
С положениями и картами-схемами генерального плана Новосибирска (без депутатских правок) можно ознакомиться на сайте мэрии города (www.novo-sibirsk.ru/files/0.htm). Основные положения генплана Новосибирска предусматривают развитие общественного центра города «с усилением его представительских и общественно-культурных функций», формирование новых общественно-деловых комплексов, торговых и рекреационных центров.
В числе других заявленных целей – создание «высокоэффективной транспортной системы с преимущественным развитием магистралей и линий скоростного движения»,
формирование мультимодального транспортного узла, объединяющего железнодорожные, автомобильные, авиационные и водные коммуникации и системы связи. Наконец, генплан предусматривает формирование «устойчивой системы ландшафтно-рекреационных территорий на основе сохранения городских лесов, парков, преобразование прибрежных территорий; сохранение и упорядочение территорий размещения памятников истории, культуры и архитектуры, уникальных объектов градостроительства».
В числе заметных исправлений, которые вошли в окончательный текст генплана – исключение жилых территорий Академгородка (123,3 га) из списка «наиболее крупных участков, предназначенных для многоэтажного жилищного строительства». Правда, эта поправка скорее идеологическая – жилому комплексу Технопарка и жилой застройке «Академжилстрой-1» в Академгородке она не угрожает. Стоит отметить, что депутат Алексей Медведев, который внес эту поправку, предлагал коллегам более радикальное дополнение.
В пункт об освоении новых крупных стройплощадок в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» депутат предложил добавить замечание о том, что строительство в Академгородке должно происходить «за счет сноса 4-5-этажных «хрущевок». Однако эта поправку горсовет посчитал «не соответствующей действующему законодательству» и отклонил.
«В следующем году заложено более 150 миллионов рублей на озеленение города», – утешила жителей, ратующих за сохранение экологии Академгородка и других районов, председатель горсовета Надежда Болтенко. По ее словам, принятие генплана – синоним развития города. «А развитие – это новые дома, новое жилье, улицы, парки, детские сады, школы. Все в генеральном плане сделано так, чтобы жить в городе становилось комфортнее», – пояснила председатель горсовета.
Впрочем, ранее даже некоторые разработчики генплана признали, что вопросы к документу остались. Так, генеральный план Новосибирска не вполне согласуется со схемой территориального планирования Новосибирской области, которую заказывали московским проектировщикам.
«Года два назад мы прикладывали усилия, чтобы это был совместный проект, проект развития города Новосибирска вместе с пригородами, хотя бы так. Но не срослось», – заявил в сентябре этого года архитектор проекта Сергей Заусаев во время обсуждения генплана в рамках проекта «Умная среда». У других авторов проекта вызывала смущение слабая проработка экономической составляющей генплана.
Впрочем, заместитель председателя горсовета Дмитрий Асанцев к дискуссиям отнесся философски. «Спорных вопросов будет еще достаточно и это нормально. Подобными вопросами, в том числе от жителей и общественных организаций, будет заниматься специальная комиссия. И если комиссия сочтет необходимым, будут вноситься предложения по изменениям в генеральном плане», – сообщил он.
По мнению проектировщиков, им удалось найти в городе места, где можно зарезервировать территорию для прокладки скоростных магистралей, «связывающих всю распадающуюся ткань города в единую структуру».
«Проектировщики нашли свободную землю и предлагают следующее. Если сегодня мы сможем закрепить законодательно, на уровне схемы эту структуру будущего Новосибирска, то в будущем мы получим удобный город с точки зрения связанности территории. Да, он не будет у нас такой монолитный, единый, он будет все-таки разбросанный… Вполне вероятно, что к 2030 году многое из того, что нарисовано в картах-схемах еще не успеют построить, еще не соединятся между собой районы.
Но это будет каркас будущего мегаполиса, который сознательно нарисован избыточно оптимистично, так можно сказать. Этот генплан рассчитан не на 1,5 миллиона жителей, а на 3 и даже больше», – рассказал Сергей Заусаев. // Сообщает НГС. |