Накануне введения с 1 января новых требований к таможенному оформлению ввозимых в Россию иномарок на соответствие экологическому стандарту «Евро-3» продавцы подержанных иномарок получили новый чувствительный удар. Растаможить авто теперь можно только в случае предъявления справки, что машина действительно подержанная. А бумагу эту получить можно только в одном месте на всю страну – во Всероссийском научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС), который находится в Москве.
Справка: Количество оформляемых в Новосибирской таможне автотранспортных средств ежегодно растет. В 2007 году таможней было оформлено почти 12 тысяч автомобилей. Это на 2,6 тысяч автомобилей больше, чем в 2006 году. Оформление в Новосибирске проходят автомобили, произведенные в основном в таких странах, как Америка, Сингапур, Южная Корея, Китай, Узбекистан.
«Абсурд» – это самое мягкое слово, которое можно услышать от коммерсантов, чей бизнес построен на ввозе в Россию подержанных иномарок, в адрес последних инициатив Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В ноябре Ростехрегулирование выпустило письмо № СП-101-26/5511, в котором был определен новый порядок таможенного оформления подержанного автотранспорта для юридических лиц.
Суть нововведений огорошила даже таможенников: все документы на машину, подтверждающие покупку ее за рубежом и отражающие историю авто, должны быть переданы московским специалистам из ВНИИС.
Там на них посмотрят и выдадут бумагу, в которой будет написано – мол, да, ответственно заявляем, что эта машина действительно не новая. «Прежде чем подать документы в таможенный орган, необходимо получить это разъяснение, – говорит заместитель начальника Новосибирской таможни Елена Ягодинская. – То есть, это значительно оттягивает срок подачи документов и соответственно, выпуск товара в свободное обращение».
На таможенных складах временного хранения мертвым грузом стоят сотни иномарок, и их число с каждым днем увеличивается. Предприниматели лихорадочно ищут способы как можно быстрее получить заветные бумаги.
Можно отослать все документы на автомобили в Москву по почте и ждать ответа, но никому не известно, кто будет отвечать за их сохранность и как скоро придет обратный конверт. Бизнесмен Юрий Булдаков, которого мы встретили в коридорах таможни, уже завтра лично вылетает в Москву. Стоимость авиаперелета и жизнь в столице в ожидании ответа для него уже не принципиальны – машины, которые он привез на продажу, дорожают с каждым днем. «На складах временного хранения все это время, пока нет этих справок, машины будут стоять. А там день стоит от 200 рублей и больше, смотря какой автомобиль», – сокрушается господин Булдаков.
По статистике новосибирских таможенников около 45 процентов всего оформляемого автотранспорта в Новосибирске подпадает под категорию, на которую требуется оформление справки во ВНИИС.
Наши таможенники писали запрос и в Ростехрегулирование, и в ФТС России о целесообразности такого подхода. Ответ до сих пор не получен, а проблема разрастается, как снежный ком. Эксперты и защитники прав автомобилистов тоже сомневаются в законности такой инициативы Ростехрегулирования. Кроме того, за справку на каждую машину нужно будет еще и заплатить по 2500 рублей. «Это, конечно, нонсенс! Дело в том, что если машина 2000, 2002 или 2005 года, то она по определению не является новой. Поэтому здесь какая-то коллизия возникает, которую мы в ближайшее время попытаемся как-то разрешить», – говорит координатор новосибирского регионального отделения общественной организации автовладельцев «Свобода выбора» Андрей Крамаров.
Продавцы подержанных иномарок в тревожном затишье. Они понимают, что таким образом государство пытается в очередной раз усложнить им жизнь, чтобы еще больше вытеснить с авторынка. В конечном итоге, цены на автомобильный «секон-хенд», скорее всего снова вырастут.
«Время – деньги. Ведь люди вкладывают свои деньги и сейчас уже несут затраты. И понятно, как они будут пытаться их компенсировать. Так что машины, скорее всего, подорожают», – считает предприниматель Иван Коловин.
Последняя надежда на суды. Автотрейдеры сейчас обсуждают возможность подачи иска с требованием отменить абсурдное, по их мнению, решение. Тем более что с 1 января ужесточаются нормы – все ввозимые машины должны соответствовать «Евро-3». Только это новшество, по словам экспертов, даст повышение цен на иномарки около 5 процентов. И на фоне ожидаемого дефицита недорогих машин канитель с таможенным оформлением еще сильнее ударит по карману рядовых покупателей. // Сообщает НГС. |