В среду, 28 ноября, в мэрии состоялась прямая телефонная линия на тему «Организация проезда по единой транспортной карте в общественном пассажирском транспорте». В шквале вопросов, заданных по телефону пенсионерами и другими льготниками Валерий Новоселов, начальник управления пассажирских перевозок мэрии (УПП) нашел время пообщаться с журналистами и рассказал, что сразу несколько перевозчиков согласились обслуживать социальные электронные проездные, для чего мэрия дает им терминалы считывания карт в аренду. Но вот только обычные гражданские (красные) ЕТК частные перевозчики по этим терминалам не обслуживают, не желая предоставлять скидки на оплату проезда и недополучать прибыль, работая с электронной системой.
Несмотря на то что прямая линия была посвящена проблемам ЕТК, большинство вопросов поступило именно по подключению немуниципальных перевозчиков к транспортной платежной системе МПК «Социальная карта». Это логично – ведь в рамках прямых линий очень часто в мэрию звонят именно пенсионеры.
Как пояснил Валерий Новоселов, в ноябре социальная карта начала действовать на 105 единицах подвижного состава, работающих на 19 маршрутах. А в декабре этот список пополнится еще сотней единиц частного пассажирского транспорта на 14 маршрутах.
«В первую очередь будет решена проблема транспортного обслуживания населения отдаленных микрорайонов. Сейчас по социальной карте осуществляют перевозку пассажиров следующие коммерческие маршруты №№: 1034, 1064, 1264, 1198, 1030, 1038, 1324, 1204, 1232, 1100, 1135, 1113, 1141, 1301, 1309, 1343, 1329, 1027. На этих маршрутах работают 145 автобусов большой вместимости», – сказано в пресс-релизе мэрии.
Как утверждают специалисты управления пассажирских перевозок, при заключении с коммерческим перевозчиком договора о предоставлении права проезда по МПК «Социальная карта» на каждую единицу подвижного состава выдаются информационные указатели с надписью «Социальный» и изображением социальной карты. На линии специалистами УПП и МУП «Пассажиртрансснаб» регулярно проводятся проверки работы кондукторского состава с терминалами.
Однако далеко не каждый кондуктор, имеющий на руках терминал, обслужит вас по обычной карте ЕТК. Таким образом, карта для льготников, запущенная в свое время на несколько месяцев позже гражданской ЕТК, со временем становится гораздо удобнее своей старшей сестры. Такая география маршрутов частных перевозчиков, которой уже пользуются льготники, «красным» и не снилась, а в 2008 году к проекту льготного электронного проездного планируется подключить вообще всех немуниципальных перевозчиков.
В общей ЕТК частных перевозчиков не устраивает наличие скидки на оплату проезда – от 5 до 15 %, в зависимости от объема внесенных на карту средств. По словам Новоселова, сейчас вопрос о скидке обсуждается мэрией и предпринимателями.
Льготники вносят фиксированную сумму, и у них деньги с карт при расчетах не списываются, а списываются только поездки. По количеству этих поездок бюджет согласно распоряжению губернатора и выплачивает перевозчикам, частным или муниципальным, по 8 рублей за каждого перевезенного льготника (ранее размер компенсации был меньше).
Такая позиция коммерческих перевозчиков выглядит логичной: пенсионеры – это дополнительные пассажиры, за которых платит бюджет, а с граждан лучше получить наличными.
Начальник УПП Валерий Новоселов тем временем пояснил: «По социальной карте мы даем терминалы в аренду. Сделали шаг навстречу, потому что у некоторых перевозчиков есть и 19, и 20 машин, и если умножить не 9,5 тысяч (стоимость терминала считывания – прим. автора), то сумма получается приличной для них. Поэтому мэр принял такое решение». По словам Новоселова, тем перевозчикам, кто соглашается возить по обычной ЕТК, терминалы тоже предлагают в аренду. Но таких немного.
Тем временем социальную карту уже можно пополнить в системе электронных платежных терминалов МУП «Рассчетно-кассовый центр г. Новосибирска», а вот обычную красную ЕТК синие муниципальные «Квартоплаты» не воспринимают. Руководитель проекта платежных терминалов расчетно-кассового центра Евгения Смородникова сообщила корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что с социальными картами, картами студента и школьника терминалы начали работать еще летом, а пополнение обычной ЕТК должно заработать в этом месяце: «Только ЕТК пополнять будет проще: если на социальную карту нужно вносить конкретную сумму, то на ЕТК – любую». То, что сначала к терминалам подключили социальную карту, Евгения объяснила просто: «Ну мы же муниципальное предприятие».
Система «электронный проездной» создавалась в Новосибирске как раз для учета льготников и корректной выплаты каждому перевозчику бюджетных денег за каждого льготника. Почти год мэрия старалась продвигать целиком систему электронных расчетов в бизнес коммерческих перевозок, но успехов добилась только когда социальную карту «отцепили» от базовой ЕТК. Директор проекта «Транспортные и социальные карты» Центра финансовых технологий Александр Гришин напомнил нам, что работой системы и ее продвижением занимается ее оператор МУП «Пассажиртранснаб», но добавил: «Система позволяет перевозчику выбирать ту категорию граждан, которую ему выгодно обслуживать. Если вы меня спросите как разработчика, то система позволяет так делать. Если же вы спросите меня как человека, который пользуется пассажирским транспортом, то мне было бы удобно, если бы обслуживались все карты без исключения».
Как говорит господин Гришин, если оператор убедит перевозчика возить всех – он будет возить, если нет – не будет. Остается добавить, что оператор пока в большей степени занят льготниками, выполняя решение мэра. В отношении обычных граждан решение, видимо, еще не созрело. // Сообщает НГС. |