В конце минувшей недели на большинстве АЗС Новосибирска поднялась розничная цена на самые ходовые марки бензина. Теперь стоимость одного литра АИ–92 составляет 20 рублей 50 копеек. Повышение таким образом составило ровно один рубль. Надо признать, что Новосибирск сдался все-таки последним, ведь еще в конце октября цены подскочили практически во всех сибирских регионах, и нынешнее повышение было более чем очевидным. Причем некоторые местные автозаправочные сети продолжают работать по прежним ценам, но сами же признают, что ценники выровняются по городу, скорее всего, уже в ближайшие дни. Почему цены, вопреки прогнозам, взлетели уже до парламентских выборов, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Отметим, что нынешнее столь резкое повышение цен стало вторым за последние полгода. Последний раз бензин подорожал на 50 копеек в конце июля.
«Еще пару лет назад я заправлялся каждую неделю, теперь стараюсь ездить меньше, чтобы растянуть полный бак на полмесяца. Цены на бензин растут быстрее, чем моя зарплата, — поделился с автором автолюбитель Степан, владелец Hyundai Getz. — Скачок на рубль — это очень много».
Справка. По данным Госстата, средние оптовые цены на базовый 92-й бензин в ноябре выросли на 5,4 %. Как уточняет информцентр «Кортес», в конце октября тонна 92-го бензина в среднем по нефтеперерабатывающим заводам России стоила 19 508 рублей, а к 19 ноября оптовая цена выросла до 21 870 рублей.
Топливная цепочка в России выглядит следующим образом: нефтедобывающие компании, нефтеперерабатывающие заводы и автозаправочные сети, на которые в основном и выплескивается негодование рядовых автолюбителей по поводу цены на бензин. Управление Федеральной антимонопольной службы по НСО инициировало несколько месяцев назад проверку всех АЗС Новосибирска на предмет ценового сговора. Оказалось, что сговора нет.
Как правило, автозаправки, объясняя свою ценовую политику, кивают на НПЗ. «От нас ничего не зависит. Мы покупаем бензин, потом его перепродаем», — говорит заместитель генерального директора «Новосибирскнефтепродукт» Сергей Курсов. Вот и нынешнее повышение на АЗС объяснили поднявшимися отпускными ценами на заводах. Как заявил на эту же тему изданию «Коммерсантъ» директор по развитию аналитического центра «Кортес» Павел Строков, «оптовая цена НПЗ почти достигла розничной и фактически обнулила розничную маржу».
За комментарием мы обратились к генеральному директору автозаправочной сети «Беркут», контролирующей, по некоторым данным, 12 % розничного рынка топлива, Михаилу Сенчуку.
«Действительно основные поставщики бензина в Новосибирскую область — Омский, Ачинский и Сургутский НПЗ — за период с января по ноябрь 2007 повысили оптовые цены больше чем на 50 процентов. И если в январе наша наценка на 92-й была 5 рублей, то на сегодняшний день — 1,60. А минимальная норма рентабельности у нас — 2,20 копеек», — пояснил Михаил Игнатьевич. Повысив цену на 1 рубль, «Беркут» увеличил свою наценку до 2,60. Но за вычетом средней скидки по компании в 75 копеек реальная доходность составляет 1 рубль 85 копеек.
«То есть я более чем со 100-процентной гарантией могу утверждать, что цены будут повышаться ориентировочно на 1–1,5 рубля, так как работать в минус коммерческая организация не может», — констатировал господин Сенчук.
Причины, по которым НПЗ повышают свои отпускные цены, новосибирские автозаправщики называют разные. Кто-то указывает на сокращение выработки бензина на Омском нефтеперерабатывающем заводе как основном поставщике, кто-то — на низкие по сравнению с экспортом объемы нефтепродуктов, остающихся в России для внутреннего потребления.
Сами НПЗ утверждают, что цены они не повышают, все регулируется рынком. «Как мы можем повышать или отпускать цены, если они формируются на тендерах?» — удивился вопросу корреспондента НГС.НОВОСТИ начальник департамента информации компании «Роснефть», которой принадлежит Ачинский НПЗ, Николай Манвелов.
Однако как объясняют новосибирские автозаправщики, это не совсем верно. «Заявки на тендер подают все. Но ведь мало того что НПЗ выставляет супервысокую цену, так он еще и бензина почти не дает. Ну что такое 4 тысячи литров на конкурсе, когда нам надо в семь раз больше?» — на условиях анонимности пояснил представитель одной из АЗС.
Выхода из сложившейся ситуации большинство игроков не видит, так как, по их мнению, рынок нефтепродуктов не является рынком свободной торговли. «Когда в производство в чистом или контролирующем виде приходит государство, то начинаются проблемы, потому что это один из самых малоэффективных хозяйственников», — высказал свою точку зрения руководитель одного из новосибирских нефтетрейдеров, пожелавший остаться неназванным. Однако сам же и оговорился, что «когда нефтяная отрасль была целиком в руках олигархических империй, оптимистичнее положение дел тоже не выглядело».
«Возможно, что-то изменится существенно, когда на российском топливном рынке будут, как в США, работать тысячи три независимых компаний», — заключил он же. // Сообщает НГС. |