Опрос среди посетителей НГС.НОВОСТИ на тему использования основной работы для дополнительного приработка, который мы провели в конце прошлой недели, показал, что почти половина новосибирцев активно калымит или хотя бы мечтает об этом. При этом работодатели нередко в курсе внерабочей деятельности в рабочее время своих сотрудников: резко это осуждают, но, учитывая, что зачастую «левак» – это единственный способ хоть как-то увеличить невысокую заработную плату, закрывают на это глаза. Корреспондент НГС.НОВОСТИ разбирался в масштабах, следствиях и будущем калыма по-новосибирски.
И без трудового договора понятно, что привычные рабочих восемь часов целиком принадлежат работодателю. А значит, любое использование этого времени на стороне, особенно вкупе со служебной информацией или оборудованием является нарушением если не законодательства, то хотя бы существующих понятий.
Справка: Тюркским словом «калым» изначально назывался выкуп, уплачивавшийся за невесту первоначально роду, позднее – родителям или родственникам невесты. Был распространен у многих племен и народов мира, в России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Сибири и Кавказа.
Поэтому большинство собеседников, с которыми автор говорил о калыме, рассказывали разные забавные истории про своих знакомых, которые в рабочее время зашибают на стороне ого-го сколько. Но вот открыто рассказать тоже самое о себе соглашались только анонимные единицы. Например, инженер Виктор. Он работает в очень крупной градообразующей компании Новосибирска и заявляет, что у них сотрудники ежемесячно калымят, используя свое служебное положение и возможности, в размерах никак не меньше заработного фонда предприятия.
«Калымят все: от рядовых монтажников до проектировщиков. Схемы очень простые, в основе лежит большая загрузка сотрудников. Заказчики обычно не могут ждать и, понимая ситуацию, сами предлагают вознаграждения. Оно зависит от сложности объекта, и начинается от 1000 рублей», – поведал аноним. Сам он утверждает, что не смог бы просуществовать на официальную зарплату в 16 000 рублей, если бы не калымил. Это позволяет увеличить заработок до 24-30 тысяч.
Остальные истории, выслушанные корреспондентом НГС.НОВОСТИ, можно очень просто классифицировать по размеру убытка, наносимого работодателю. В случаях, когда он не несет ущерба, зачастую нарушаются какие-либо статьи административного или уголовного кодексов.
Наиболее распространенные примеры касаются: откатов, взяток, торговли служебной информацией.
«Сотрудник одной компании, обслуживающей аэропорт «Толмачево», сам пришел ко мне и предложил покупать у него служебную информацию, в частности списки улетающих и прибывающих в Новосибирск пассажиров. Мы обменялись телефонами, но вскоре товарищ куда-то пропал, и я думаю он все-таки побоялся последствий», – поведал корреспонденту НГС.НОВОСТИ редактор одной местной газеты.
Но чаще работодатель теряет деньги, которые мог бы заработать. Это обычно касается тех сфер, где нет прямого контроля за выручкой: парикмахерские, частные клиники, такси и т.п. Здесь, пожалуй, лидерами рынка можно назвать программистов.
«Я когда еще в аспирантуре учился, размещал объявления на специализированных форумах в поисках заработка. Однажды нашел себе калым, через который потом и устроился на свою нынешнюю работу. Стал руководителем, но калымлю на работе по мере возможности и наличии приличных заказчиков до сих пор», – говорит руководитель отдела компании Алексей, занимающейся внедрением программного обеспечения в компаниях Новосибирска.
И очень большое количество подработок на рабочем месте является неким побочным эффектом от основной деятельности. Скажем, риэлтор по роду своей деятельности калымить может с трудом, но зато способен что-то иметь с предоставления дополнительных услуг для своих клиентов.
«К побочным заработкам я отношу гонорары от банковских кредитующих организаций, страховых компаний, ремонтных организаций. Фактически риэлтор является внештатным сотрудником у таких организаций. Но я против такого совместительства, и считаю, что сотрудник должен получать деньги в одной кассе, а не в разных, иначе просто не понятно, чей это сотрудник», – говорит директор Центрального агентства недвижимости Олег Харченко.
Желание заработать побольше – именно оно является путеводной звездой настоящего калымщика. Впрочем, к таковым относятся, по мнению многих работодателей, не самые предприимчивые сотрудники, а наоборот, те, кто не особо успешен в своей основной деятельности. «Если ты высокопроизводителен на основной работе, у тебя просто нет времени заниматься ерундой», – уверяет Олег Харченко.
При этом большинство опрошенных корреспондентом НГС.НОВОСТИ работодателей уверило, что если сотрудник справляется с основной работой, то готовы закрыть глаза на его «леваки». Особо же отпетых калымщиков, не справляющихся с планами, как и халявщиков, без жалости увольняют. А вот случаев административного или уголовного преследования за «калым» на рабочем месте практически нет. // Сообщает НГС. |