29 октября в большом зале мэрии состоялись публичные слушания по первому в истории Новосибирска проекту трехлетнего бюджета. Корреспондент НГС.НОВОСТИ присутствовал на этом мероприятии и заглянул в финансовое будущее нашего города. Оно, с точки зрения сотрудников Управления финансов мэрии, прекрасно. Достаточно принять во внимание рост средней зарплаты новосибирца за три года в два раза и план – открыть движение по третьему мосту через Обь в 2011 году. Однако есть и другая сторона: бюджет города хоть и будет постоянно расти, останется дефицитным. Другими словами, Новосибирск не сможет свести концы с концами и будет занимать средства, но это нормально, считают в мэрии.
Бюджеты на три года принимает Российская Федерация, большинство регионов, включая Новосибирскую область, и очень немногие города. Так, мэр Томска Николай Николайчук заявил недавно в Новосибирске, что любой горсовет или городская Дума ежемесячно корректируют даже годовой городской бюджет. Однако начальник департамента экономики и финансов мэрии Ольга Молчанова заверила корреспондента НГС.НОВОСТИ, что за последние годы накоплен большой опыт в составлении бюджета, и его не придется корректировать очень часто.
Сколько всего. Проекты определяют доходы бюджета на 2008 год в сумме 28,6 млрд рублей; расходы в сумме 30,2 млрд рублей. На 2009 год доходы – 29,4 млрд рублей, расходы –31,4 млрд рублей. На 2010 год доходы – 33,4 млрд рублей, а расходы – 34,6 млрд рублей.
Наши доходы. В 2006 году Новосибирск заработал 17 млрд рублей. В 2007 году уже 25,6 млрд. Соответственно, доходы будут расти и дальше, достигнув в 2010 году 33,4 млрд рублей (238,5 % к 2006 году). Внутри структуры доходов город начнет получать больше за счет налогов – с 6,5 млрд рублей в 2006 году (37,9 % бюджета) до 15,3 млрд в 2010 году (45,9 % бюджета). Это основной источник жизни города, и его значение будет только возрастать. Неналоговые доходы будут постепенно снижаться, поскольку будет постепенно завершаться приватизация муниципальной собственности.
При этом больше всего вырастут поступления за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 3,3 млрд рублей в 2006 году до 11,6 млрд рублей в 2010 году. Сопоставимо должны расти доходы от аренды земли – с 1,2 млрд в 2006 году до 4,3 млрд рублей в 2010-м. Это основные точки роста доходов Новосибирска. Меньше город станет зарабатывать на приватизации и на аренде помещений.
Наша зарплата. Поскольку этот город содержат физические лица, то есть мы с вами, в трехлетний бюджет не могли не внести показатели по росту заработной платы (сейчас городской бюджет получает 33 % отчислений от НДФЛ). В 2006 году средняя зарплата новосибирца составила 10 912 рублей в месяц. По итогам 2007 года ожидается рост до 14 015 рублей. Прогноз на следующие три года обещает новосибирцам золотой дождь: 2008-й – 16 521 рубль, 2009-й – 19 266 рублей, 2010-й – 20 006 рублей в месяц, или 201,7 % к уровню 2006 года. Пенсии будут расти медленнее – на 185,4 % за этот период, составив в 2010 году в среднем 5234 рубля в месяц.
Наши расходы. C 2006-го по 2010 год Новосибирск существенно увеличит свои капитальные вложения в сферу образования – с 65,9 млн рублей до 1,305 млрд рублей, здравоохранения – со 143,6 до 823 млн рублей, транспорта – с 443,1 до 529,8 млн рублей. Особенно приятно выглядит увеличение капитальных расходов на дорожное хозяйство – с 59,8 млн рублей до 1,354 млрд рублей. Специалисты мэрии называют этот рост колоссальным. Капитальные вложения растут и внутри самих бюджетов по годам. Если в 2006 году они составляли 11,2 % расходов, то в 2010-м – 15,8 %. «Никогда за последние 15 лет у нас не было такой доли капитальных вложений в общих расходах бюджета города», – комментирует цифры Ольга Молчанова. Именно о таком увеличении говорил и мэр Томска, когда радовался в присутствии журналистов, что сибирские города начинают наконец-то формировать «бюджеты развития».
Сколько нам не хватает. В 2006 году Новосибирск в последний раз имел профицитный бюджет. Тогда город заработал на 900 млн рублей больше, чем потратил. Теперь будем жить на широкую ногу – рост доходов не будет поспевать за ростом капитальных вложений. В 2007 году дефицит бюджета, по мнению специалистов Управления финансов, составит около 0,9 млрд, в 2008-м – 0,8, в 2009-м – 1,9, а в 2010-м – 1,1 млрд рублей. Однако в реальности дефицит может оказаться и больше. На публичных слушаниях вице-мэр Виктор Воронов попросил еще расширить расходную часть бюджета.
Отвечая на вопрос НГС.НОВОСТИ, начальник департамента экономики и финансов мэрии Ольга Молчанова сказала: «Источником погашения дефицита являются как привлеченные средства, так и дополнительные доходы, которые могут поступить к нам в течение года. Пока мы думаем, что это будут кредиты банков или средства от размещения муниципальных займов. По Бюджетному кодексу дефицит городского бюджета не должен превышать 10 % от доходов за вычетом поступлений из вышестоящего бюджета. Мы планируем, что у нас дефицит будет составлять 5-6 % от наших собственных доходов».
На что тратим. В сфере ЖКХ мэрия будет продолжать замену и модернизацию лифтов, капитальный ремонт кровель, ремонт фасадов, благоустройство внутриквартальных территорий и газификацию домов частного сектора. При этом полная стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц на социальную норму площади жилья (без электричества) возрастет с 591,3 рубля в 2007 году до 803,3 рубля в 2010 году.
В области транспорта город рассчитывает осуществлять такой объем вложений, который позволит муниципальному транспорту оставаться на рынке и сдерживать коммерческих перевозчиков. Однако с каждым годом все виды муниципального транспорта, кроме метро, будут перевозить все меньше пассажиров. Так, трамваи перевезли в 2006 году 42,7 млн пассажиров, троллейбусы – 75,6 млн, автобусы – 69,4 млн пассажиров, микроавтобусы (муниципальные маршрутки) – 4,9 млн. Метрополитен перевез в 2006 году 66,9 млн пассажиров. В 2010 году трамваи должны будут перевезти 32,3 млн, троллейбусы – 66,3 млн, автобусы – 48 млн, маршрутки – 4 млн, а метро – 67 млн пассажиров.
При этом муниципальный транспорт хотят сделать прибыльным. Если в 2006 году наземный муниципальный транспорт привез убытков на 124,6 млн рублей, то в 2010-м он должен сработать «в ноль». А МУП «Новосибирский метрополитен», убыточное в 206 году на 17,4 млн рублей, уже в этом году должно заработать 200 тысяч рублей, а в 2010-м иметь «в плюсе» 1 млн рублей.
Строительство метро предполагается продолжать, введя в 2009 году станцию «Золотая нива». В том же году начнут строительство тоннелей к «Площади Станиславского», а в 2010 году – к станции метро «Доватора».
Текущий ремонт дорог останется в ближайшие годы на том же уровне, что и сейчас – 90,8 тыс. кв. метров в год. А вот капитальный ремонт предполагается расширять с каждым годом. Если в 2007 году это 580,4 тыс. кв. метров, то в 2010-м уже 639,6 тыс. кв. метров. Пик строительства дорог придется на следующий год – 27,2 км, потом будет резкий спад – 3,9 и 3,1 км в 2009-м и 2010 годах. А вот искусственные сооружения (развязки) будут возводиться с каждым годом все интенсивнее – 283 погонных метра в 2007-м и 450,7 погонных метра в 2010 году. При этом чиновники Управления финансов, посоветовавшись с коллегами-транспортниками, заявили, что движение по третьему мосту через Обь реально открыть уже в 2011 году.
За три года в Новосибирске должно стать больше благоустроенных зеленых зон. Если в 2007 году облагородили 25,4 га, то в 2010-м освоят уже 70 га зелени. С каждым годом в городе планируют высаживать на 1 тыс. деревьев больше – 25 тыс. в 2007 году и 28 тыс. в 2010 году.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ не удержался от вопроса о том, насколько оптимистичен этот трехлетний бюджет и какие события в экономике могут его «похоронить». Ольга Молчанова из департамента экономики и финансов мэрии считает, что доходы бюджет исполнит, «а инфляция, если она будет идти более высокими темпами в тех отраслях, которые связаны с нашими расходами, может осложнить нам исполнение бюджета». Кроме того, на 2009-й и 2010 год впервые вводится такое понятие, как «условно утвержденные доходы» – 2,5 % в бюджете 2009 года и 5 % в 2010 году от общей суммы расходов: «Это деньги на инфляцию и непредвиденные расходы», – говорит Ольга Молчанова.
Говоря о причинах перехода на трехлетнее планирование, Молчанова отметила, что если, например, дорога по нормативу строится три года, можно будет теперь провести один конкурс на весь период строительства и профинансировать его. 2 ноября мэр города Владимир Городецкий представит бюджетное послание Совету депутатов Новосибирска. // сообщает НГС |