На днях в Москве в ходе специальной конференции по проблемам преподавания новейшей истории и обществознания была представлена новая книга для учителей «Новейшая история России 1945-2006 гг.». Говорят, что авторы называют его частью учебно-методического комплекса, который предлагает «новую структуру исторического образования». Новой оказалась не только структура, но и содержание учебника. На основании переоценки горбачевского, ельцинского и оценки большей части путинского периодов истории России будет изменен взгляд нового поколения в прошлое. Несколько месяцев новинка обсуждалась на местах, в том числе и в Новосибирске. За историческим процессом в преподавании самой истории наблюдали корреспонденты НГС.НОВОСТИ.
Свой учебник для учителя «Новейшая история России 1945-2006 гг.» автор, замдиректора Национальной лаборатории внешней политики Александр Филиппов привез в Новосибирск в конце сентября. Новаторством разработчики считают как раз тот факт, что учебник для ученика будет написан только после всестороннего обсуждения книги для учителя. Прежде чем перейти в руки школьникам, учебник пройдет процедуру специальной экспертизы как ступень последней проверки будущего пособия для молодого поколения России. На октябрьской конференции в Москве авторы выслушали также замечания экспертов РАН, и теперь им предстоит весь этот ворох мнений учесть.
«Мы готовимся перейти на новые образовательные стандарты. Сейчас наконец мы считаем необходимым посоветоваться со страной, с семьей, общественностью, естественно, с педагогами: по каким образовательным стандартам преподавать?» – говорит доктор педагогических наук, ректор академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин. По его словам, 1 сентября 2008 года начнет работать эксперимент по введению новой системы образования в начальные классы, еще через год экспериментальная программа коснется средней школы, начиная с пятого класса, а 1 сентября 2010 года к участникам эксперимента присоединится старшая школа.
Самые зрелые плоды просвещения по новому учебнику истории мы получим к 2019 году, когда первоклассники-2008 закончат школу.
В то же время, по словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, «идет не замена учебников, а создание еще одного учебно-методического комплекса по одному из предметов школьной программы, и процесс этот идет в российском образовании постоянно. Дети начнут учиться по этому учебнику после включения его в федеральный перечень и если школы проявят к нему интерес и выберут из федерального перечня именно этот учебник».
В ходе разработки экспериментального проекта авторы учебного комплекса предприняли попытку нарисовать портрет выпускника – будущего гражданина России. Это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою причастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий, мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в их решении.
В свободной продаже книги Филиппова по новейшей истории России для учителей еще нет (выпущена тиражом 10 тыс. экз.). Школьные преподаватели даже в шутку называют ее секретной. Один из преподавателей истории, с которым мы общались, прокомментировал содержание книги, но попросил не называть в статье его имени. Он отмечает, что реформы начала 90-х согласно книге не были навязаны России извне, и холодную войну мы не проиграли. Кроме того, школьники узнают, что в 1993 году разгона парламента не было, «поскольку парламента как такового не было, то есть его расстрел был нелегальным, но легитимным». Путинский период истории России однозначно оценивается как период стабилизации, и книга несет на себе заметный налет антиамериканизма. При этом аналогичный период стабильности – брежневский – называется источником многих современных проблем. Положительными чертами нового курса учитель истории называет богатую фактологическую базу и описание роли лидера и усиления государства в современной России. Собеседник НГС.НОВОСТИ не смог отделаться от впечатления, что это новый, идеологически наполненный курс истории, который заметно отличается от предыдущих.
«Никто и не скрывал, что нам хотят переделать мозги, а одна учительница вышла и сказала, чтобы ей сейчас дали этот учебник, что она уже хочет по нему учить», – сказал преподаватель о презентации книги для учителей в Новосибирске.
Книга Филиппова выходит в тандеме с пособием «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией профессора Государственного университета высшей школы экономики Леонида Полякова. Наш неназванный собеседник отмечает, что в этой книге неясно изложено, например, определение «политического режима», но в комментариях сказано, что «ельцинский режим олигархический, сейчас олигархов нет, и поэтому мы строим демократию». Преподаватель также заметил, что в учебниках появился термин «суверенная демократия» – в книге Филиппова такому виду демократии посвящена целая глава.
В предисловии книги Полякова по обществознанию сказано: «У России есть два пути: либо стать великой державой, либо погибнуть».
То, как будет в реальности преподноситься новейшая история в новосибирских школах, конечно, зависит не только от учебника. В целом учителя скорее опасаются появления очередной «генеральной линии» в преподавании истории, нежели проникновения откровенных ляпов в сознание российского школьника – в книге Филиппова таких ошибок насчитали очень немного. «Многое зависит от педагога. Говорят, что униженный и оскорбленный учитель никогда не воспитает свободную личность, и это правда. Позиция историка, обществоведа прежде всего должна исходить из любви к Отечеству», – говорит учитель истории и обществознания лицея № 22 «Надежда Сибири» Татьяна Царева.
Сейчас на вступительных экзаменах в вузах у школьников чаще всего спрашивают историю России до Ельцина включительно. С появлением нового учебника может появиться и еще один билет в программе. «Школьникам нужно подавать материал как-то более объективистски, без излишних страстей и искусственной политизированности. Самое страшное – когда учебники становятся жертвами политкорректности, как это происходит в Америке. Искать некий идеальный учебник бессмысленно, оптимальный – да. Каждое поколение переоценивает историю, поэтому не нужно пытаться всех оправдывать», – добавляет свое мнение историк, старший преподаватель НГУ Сергей Куликов. Судя по всему, он, как и все мы, становится свидетелем новой переоценки истории России. // сообщает НГС |