В понедельник в Москве министр культуры РФ Александр Соколов назвал работы новосибирских художников Вячеслава Мизина и Александра Шабурова (дуэт «Синие носы») «позором для России» и «порнографией». И пообещал сделать все, чтобы несколько новосибирских картин, в первую очередь «целующиеся милиционеры», были вычеркнуты из списка экспозиции, подготовленной отделом новейших течений Третьяковской галереи для выставки «Соц-арт. Политическое искусство из России», которая пройдет 19 октября во Франции.
«Я заранее хочу сказать, что если картина там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной», – заявил министр культуры РФ и тут же в прессе был поднят на смех огромным числом наблюдателей, в том числе иностранных. Господина Соколова не преминули сравнить с товарищем Хрущевым, который, попав на выставку авангардистов, тут же обозвал авторов «проклятыми гомосексуалистами» (слово изменено – прим. авт.) и произнес знаменитое «Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!» Сами новосибирские художники называют сложившуюся ситуацию «чиновничим идиотизмом» и «атавизмом риторики пятидесятилетней давности».
Справка. Группа «Синие носы» образовалась в Новосибирске в 1999 году. Сейчас в нее входят 45-летний Вячеслав Мизин и 42-летний Александр Шабуров. «Синие носы» издевательски передразнивают высокое искусство XX века, телевидение, гламур и т.д. Вся экзистенциальность маленького человека предстает в их работах в энергичном, сочувственно-идиотском виде. GIF.ru
Как сообщил 11 октября корреспонденту НГС.НОВОСТИ Александр Шабуров, «неудобные» картины все-таки вычеркнули из списка. И не только экспонаты «Синих носов». Минкульт не пустил в Париж более 50 работ, в том числе с изображением голых Ющенко с Тимошенко. Формально министерство вправе это делать, ведь Третьяковка – учреждение, которое содержится на государственные деньги. Однако в самом музее остались крайне недовольны таким решением. Например, на вопрос издания «Коммерсантъ» заведующий отделом новейших течений в Третьяковской галерее, которому принадлежат экспонаты, Андрей Ерофеев заявил, что «налицо некомпетентность российской культурной администрации в области современного искусства. Непонимание ведет за собой страх, а страх торопит руку снимать произведения безо всяких аргументов. Эти люди даже не знают, что «Синие носы» – это знаменитые художники, хорошо известные за границей».
Интересно, что сам министр культуры не считает свои действия цензурой, ведь речь идет «об экспозиции не частной галереи, а национальной». Однако как рассказывал господин Соколов в 2004 году изданию «Российская газета», к цензуре у него «всегда было отрицательное отношение». Непонятно, что изменилось.
У художественной общественности действия министра вызвали только горькую усмешку. Например, Константин Скотников, преподаватель Новосибирского архитектурного института и один из основателей группы «Синие носы», считает, что проблема в непонимании администрацией Министерства культуры РФ метафорического языка современного искусства, в неумении его интерпретировать. «Проект с милиционерами называется «Эра милосердия». Это идилистическая сцена, на картине изображено то время, когда все преступники пойманы и милиционерам уже больше нечего делать, кроме как целоваться». По мнению Скотникова, сегодня на общем бескультурном фоне проблема понимания самая серьезная. «Людям не хочется напрягать мозг и включать все свои гуманистические ресурсы для того, чтобы вникнуть в то, что говорит художник. Проще осудить», – считает он.
Французская сторона также не поняла российского министра. В интервью французскому корреспонденту газеты «Известия» владелец выставочного зала Maison Rouge, где, собственно, и пройдет выставка, коллекционер Антуан де Гальбер заявил, что «шокирован решением не выпускать те или иные работы». Также он отметил, что цензура – это проявление слабости. «Кроме того, приоткрывается дверь для других запретов», – добавил Антуан де Гальбер.
Конечно, министр культуры все-таки чиновник, а не художник, и наверное, не обязан разбираться в истории искусств, но как заметил Александр Шабуров, «он хотя бы должен сдерживать свои личные вкусы и не нести публично ахинею, чтобы самому не стать «позором России». // сообщает НГС |