Нынешний визит и.о. мэра Томска в Новосибирск был связан с очередным заседанием Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Однако помимо этого, Николай Николайчук решил дать пресс-конференцию для новосибирских журналистов в пресс-центре ИТАР-ТАСС-Сибирь. Навскидку нашлось очень много вопросов, которые можно задать мэру города-соседа, ведь Томск неоднократно фигурировал в наших новостях и статьях. Как правило, новосибирцы привозят из этого города хорошие впечатления от его архитектуры и атмосферы и делятся восторженными отзывами о его водителях, пропускающих пешеходов на переходах. Николайчук рассказал о начале работы в Томске дискуссионной площадки по проблемам развития Сибири. Первое же ее заседание было посвящено созданию городских агломераций.
Многие сибирские города достаточно серьезно занимаются задачей создания агломераций. Так, например, в Иркутске создан фонд по развитию агломерации, который ставит перед собой задачу объединить города-спутники с Иркутском. В Томске уже второй год трудится рабочая группа, возглавляемая губернатором, и практически каждую субботу Виктор Кресс лично проводит заседание комиссии по созданию большого города. Не секрет, что Томск – это город с численностью населения 506 тыс. жителей, а рядом находится город Северск, буквально в 5 километрах. Это еще 110 тыс. жителей. Есть еще целый ряд населенных пунктов Томского района, которые мы расцениваем как пригородные. Расчеты показывают, что объединение городов и концентрация ресурсов – интеллектуальных, финансовых – позволяют более динамично развивать города с большей численностью населения.
Вы недавно отметили 100 дней работы на посту и.о. мэра Томска. С какими проблемами вам пришлось столкнуться и как вы справляетесь с ростом цен на основные продукты питания?
Безусловно, 100 дней – это определенный рубеж, и работалось мне нелегко. Я могу сказать, что рабочий день и.о. мэра – это минимум 14 часов без выходных. В субботу – 12 часов, в воскресенье по крайней мере 5-6 часов. Между должностью председателя городской Думы и мэра города Томска, а сегодня все функции возложены на первого заместителя, коим я сейчас являюсь, разница большая. Решения нужно принимать оперативно и взвешенно на основе существующего состояния дел в городе. В это время было много работы, связанной с подготовкой к зиме и с благоустройством города. Мы получили серьезное финансирование по программе «Новые дороги городам России» – более 400 млн рублей, и нам удалось реконструировать одну из центральных улиц, которая имеет трамвайные пути. Эта реконструкция идет к завершению и позволит изменить транспортные потоки в городе, для того чтобы разгрузить центральную улицу – пр. Ленина.
Теперь что касается продуктов питания. Действительно, рост цен коснулся каждого из жителей. Что мы сделали? Мы договорились с нашими томскими товаропроизводителями о том, что рост цен на основные продукты питания не должен превышать годовую инфляцию. Договорились, что цены на черные сорта хлеба не должны вообще расти. Принимаем все меры, чтобы у наших томских производителей были площадки для торговли своей продукцией.
Вместе с этим могу сказать, что на сегодняшний день местные органы власти очень ограничены в возможностях регулировать цены – они не подлежат регулированию. Но тем не менее наши структуры по потребительской кооперации настроены на четкий контроль и диалог с торговыми организациями, чтобы торговые надбавки были ограничены.
Вы планируете в будущем баллотироваться на пост мэра Томска?
Мое участие в выборах мэра, безусловно, будет зависеть от тех результатов, которых мне удастся достичь сегодня, выполняя работу первого заместителя, исполняющего обязанности мэра. И если эти результаты будут позитивными и такую оценку получат у наших жителей, я пойду на выборы мэра города Томска и постараюсь победить. Срок окончания полномочий Александра Макарова – 15 марта 2009 года. Досрочное окончание возможно в двух случаях: личное решение Александра Сергеевича либо вступление в силу обвинительного приговора суда. (В декабре 2006 года мэр Томска Александр Макаров был арестован и отстранен от занимаемой должности. Уголовное дело в отношении него было возбуждено 6 декабря 2006 года по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст.163 «Вымогательство» – прим. автора).
А вы как оцениваете результаты своей работы?
Я на данный момент не оцениваю результаты, я очень много работаю. Понимая, что основная проблема – это доступность и прозрачность деятельности власти, мы открыли операционный зал в администрации города Томска. 14 операторов отвечают на все вопросы, по которым могут обратиться в администрацию города наши жители. Это жалобы, вопросы землеотвода, оформления собственности и так далее. Они сидят за прозрачными стойками – все видно, чем люди занимаются. Стоит видеокамера, которая позволяет видеть, что происходит в операционном зале.
Но самое важное, что, создав это единое окно, мы запустили программу со сквозной нумерацией обращений граждан. Когда человек приходит и обращается к тому или иному оператору, он получает сквозной номер и определенный доступ к информации по этому номеру. Тут же, на первом этаже, стоит электронный киоск: человек может подойти, набрать этот номер и увидеть, где его документ и у какого исполнителя сегодня находится. Можно и через несколько дней зайти на сайт и посмотреть в программе, где этот документ есть. Причем не только сам человек это смотрит, но и руководители подразделений должны следить, как работают чиновники и где у нас сбои. Это позволит снять все вопросы о непрозрачности работы администрации с населением. И это очень тонизирует работников.
С какими проблемами сталкивается Томск и насколько вам удается развиваться в рамках бюджета города?
Вы задали самый сложный вопрос. Безусловно, город Томск сильно не отличается от городов Сибирского региона. Основная проблема – изношенность коммунальной инфраструктуры. Это очень слабое развитие дорожной сети, и ремонт дорог выполняется не в том объеме, который требуется. У нас количество машин увеличивается минимум на 10 % в год. Количество дорог на 10 % не увеличивается ни в Томске, ни в Новосибирске. Такое явление как пробки – это бич. Мы всерьез задумались об использовании опыта старинных европейских городов, где в центре города применяется одностороннее движение по улицам. Такая транспортная схема сегодня разработана и проходит экспертизу.
Сегодня идет работа по расширению железнодорожных переездов. Мы не говорим, что на железнодорожных переездах сумеем построить многоуровневые развязки, но опыт показывает, что достаточно расширить переезд – сделать его не в две полосы. А у нас зачастую подходит четырехполосная дорога, а потом идет двухполосный переезд, на котором все транспортные потоки останавливаются. Кстати, когда подъезжаешь к Новосибирску со стороны Пашино, видишь точно такую же картину, и я сегодня стоял там в пробке рано-рано утром.
Но я хотел бы ответить на ваш вопрос несколько в другом ключе. Это развитие городов. Мы привыкли направлять финансы на решение сиюминутных задач. И у большинства городов Сибири и России не было возможности работать на перспективу. Мы за три месяца восстановили публичность Градостроительного совета, для того чтобы ликвидировать уплотняющую застройку. Мы дали себе отчет и сказали, что строить будем не на свободных территориях в центре города, а только взамен домов. Но основное – вывести застройщика на новые большие площадки. Разработаны два проекта на 1 и 3 млн кв. метров жилья. Муниципалитет должен туда зайти с финансированием объектов инфраструктуры. Мы готовы затратить уже в этом году 95 млн на инфраструктуру, и городская Дума нас в этом поддержала.
По программе расселения аварийного жилья мы впервые за 10 лет начали строить муниципальный дом – 10-этажный, 2-подъездный. Эти квартиры мы направим на расселение аварийных домов в центре города. Потом аварийные дома снесем, подготовим площадки под застройку и с торгов продадим.
Есть ли конкуренция между сибирскими городами?
Обязательно. И мы в этой конкурентной борьбе сделаем все. Можно я вам задам вопрос: что является основным в этой конкурентной борьбе? Основной критерий – это численность населения. Города должны прирастать населением. И те города, которые сумеют создать благоприятные жилищные условия, рабочие места, сумеют привлечь к себе молодежь – они и сумеют победить в этой конкурентной борьбе. Мы – малозаселенная территория, нас мало в Сибири. Нам много досталось от наших предков таких богатств, на которые уже теперь заглядываются из других стран мира. Это наши богатства, наши. А города будут развиваться быстрее те, которые смогут привлечь к себе население. В Томске на 500 тыс. жителей 100 тыс. студентов, и сейчас мы должны сделать все, чтобы они остались в городе, чтобы ребята могли во время учебы создать свое дело. А потом они же привозят своих родителей из Средней Азии, из других городов. Это и есть конкурентная борьба городов Сибири. Студентов мы никому не отдадим. Все в Томск!
Справка: Николайчук Николай Алексеевич, первый заместитель мэра г. Томска (сейчас исполняющий обязанности мэра). Родился 18 марта 1960 года в Хабаровском крае, в 1983 году окончил Павлодарский индустриальный институт по специальности «инженер-техник тепловых электрических станций». В 1983-1988 гг. работал на Павлодарской ТЭЦ в Казахстане. В 1988-2002 гг. – на Томской ТЭЦ. С 2002-го по июнь 2007 года – председатель Думы города Томска. Женат, трое детей. // сообщает НГС |