26 сентября в ходе пресс-конференции председатель комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству Александр Солодкин поднял тему переселения ряда промышленных предприятий за черту города или на специально отведенные площадки. Прозвучали названия трех предприятий, местоположение которых депутатам хотелось бы измеанить в первую очередь. Это ОАО «Новосибирский жировой комбинат», ОАО «Новосибирский аффинажный завод» и ОАО «Новосибирский оловянный комбинат». Однако назвать хотя бы приблизительные сроки переселения депутатам трудно: в этом случае они просто «предлагают», а окончательное решение принимают собственники предприятий.
Депутаты горсовета участвовали в разработке генплана, в котором и предусмотрены зоны, куда будет предложено переехать заводам. «Именно предложено», – сказал Александр Солодкин, сделав акцент на втором слове. Он сказал, что не исключает выноса предприятий на территорию области, хотя депутаты и чиновники будут стараться подыскать место в черте города. Чуть ранее Солодкин посетовал, что согласно 131-му федеральному закону муниципалитет, в границах которого находятся промышленные предприятия, лишен права получать с них налоги: «Тем не менее, на этих предприятиях работают наши жители».
Глава комиссии горсовета заметил, что речь идет только о тех случаях, когда будет достигнуто взаимное соглашение о переносе предприятий, и указал, что такие прецеденты есть: «На нас сам вышел жиркомбинат, известный своими неприятными выбросами и сложным положением».
Депутат считает, что прагматичный подход к ценности городской земли и перспектива модернизации производства с переездом должны сдвинуть новосибирские заводы с места: «Тот же жиркомбинат с переездом получит серьезную площадку для строительства в центре города – это взаимовыгодный процесс».
Депутат горсовета Игорь Салов продолжил список и назвал Новосибирский оловокомбинат и Новосибирский аффинажный завод: «Их влияние на экологию известно, но объявить, что проблема с ними будет решена по такой же схеме (что и с жиркомбинатом – прим. автора) – это будет, по крайней мере, безответственно».
Здесь депутат Солодкин не согласился с коллегой и заметил, что оловокомбинат уже собирается переезжать на территорию Новосибирской области и понимает, что с приходом IKEA район, где он сейчас занимает участок, можно выгодно застроить.
Конкретное место, куда двинет оловокомбинат, Солодкин назвать отказался, сославшись на опасение раскрыть чужую коммерческую тайну.
Впрочем, переезжать хотят далеко не все. «К нам уже неоднократно обращались предприятия стройиндустрии, обеспокоенные этим процессом – ЖБИ и другие. Они полистали законы и говорят: «А на каком основании? С чего вы взяли, что уберете все промышленные предприятия за черту города?» Это наше пожелание», – однако Андрей Салов сказал, что рано или поздно по крайней мере из Центрального района промпредприятия будут вынесены.
Получить комментарий от оловозавода и НЖК пока не удалось, а вот
генеральный директор ОАО «Новосибирский аффинажный завод» Геннадий Гордеев в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ четко заявил, что его предприятие никуда переезжать не собирается:
«Я первый раз об этом слышу. Завод экологически чистый – в него вложено 1,5 млрд рублей на экологию, земля принадлежит заводу – три гектара, 100 % акций принадлежит государству, и это решают не депутаты, которые зарабатывают себе имидж, а Москва». Господин Гордеев признал, что еще во времена Перестройки проблемы с экологией у завода были – «шел желтый дым», но после вложений в экологию он говорит, что «завод – евростанадарт».
Заместитель председателя Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Галина Быкова рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что городской комитет уже несколько лет не контролирует названные предприятия – эти полномочия находятся в федеральном ведении. «Но хотя у нас и нет полномочий – мы продолжаем делать замеры в санитарных зонах – у нас есть лаборатория», – Галина Дмитриевна припомнила только один случай превышения установленных ПДК с аффинажным заводом около полутора лет назад, связанный с печью по утилизации отходов. В санитарной зоне НЖК, по ее словам, жилье есть, а у аффинажного завода и оловокомбината – нет.
По мнению госпожи Быковой, называть экологические причины выноса из города можно только в случае с жиркомбинатом.
Однако перемежение промышленных и селитебных зон тоже не отвечает градостроительным нормативам.
«Поэтому их надо выносить», – говорит она о заводах и указывает, что даже после выноса эту территорию придется рекультивировать в соответствии с требованиями по новому использованию земли. // сообщает НГС |