Генплан развития Новосибирска до 2030 года, безусловно, нужный документ, без которого город нормально существовать не может. С этим соглашаются как его сторонники, так и ярые противники. Тем не менее общественные слушания по этому важному документу проходили на грани скандала – со свистом, нарочито громкими аплодисментами, заглушающими выступающего, и выкриками из зала. Порой ситуация напоминала некий театр, причем актерами выглядели как сторона, выступающая за, так и те, кто были против. На изучение проекта генплана общественникам и гражданам была дана одна неделя.
Справка: Генеральный план развития Новосибирска был разработан в 1985 году, но принят так и не был. Конкурс на разработку нового генплана был объявлен мэрией в июне 2006 года. Его выиграла «Сибирская инвестиционная архитектурно-строительная компания». По оценкам авторов проекта, основной упор будет сделан на развитие дорог, протяженность которых планируют увеличить почти в три раза – до 740 км.
На общественных слушаниях в ДК «Строитель» собрались более 700 человек. Активные критики политики мэрии прибыли заранее. Через какое-то время подъехали четыре автобуса, откуда организованно начали выводить народ. «Это группа поддержки мэрии. Мы их называем «квакеры». Потому что они квакают так, как им скажут», – заметил корреспонденту НГС.НОВОСТИ руководитель общественной организации «Новосибирская жилищная инициатива» Евгений Свободин. Люди, вышедшие из автобуса, кучками расселись в разных местах зала. «Зеленые» и прочие несогласные заняли места в центре зала, повесив на стену рукописную газету – «Лист позора», где напоминалось про сгоревший домик экологов в Нарымском сквере и вырубку леса под застройку по проспекту Коптюга.
То, что общественное обсуждение генплана развития города будет жарким, было понятно сразу. Активный сбор подписей на площади Ленина с требованием не допускать вырубку деревьев в черте города (собрано, как утверждают организаторы, порядка 10 000 подписей) говорил о том, что противников застройки на местах парков и лесных зон в городе довольно много.
Открыл слушания главный архитектор города Валерий Арбатский. «Генеральный план – это стратегический документ, определяющий цели, задачи и главное – направление планирования территории города на длительную перспективу», – уточнил он, заметив, что, например, застройки конкретных кварталов в нем не рассматриваются, это, мол, дело отдельных слушаний.
Один из экспертов (те, кто потом выносил решение по принятию генплана) – профессор архитектурной академии Сергей Ганжа – успокаивал «зеленых»: «Мэрией будут обозначены те параметры для строителей, которые обяжут их заменять вырубленные леса гораздо большим количеством новых посадок… В Чехословакии, например, на одно вырубленное дерево надо посадить три. У нас есть предложение в мэрии: на одно вырубленное дерево посадить 10 (громкий смех в зале)». Из зала поинтересовались: «В перспективе к 2030 году, может, и будет куча зеленых насаждений. А кто сегодня несет ответственность за нарушения? Кого отдавать под суд?» С трибуны парировали: «Все экспертизы, которые требуются, чтобы построить тот или иной объект, соответствуют действующим нормативам».
Эксперты, выступавшие на слушаниях, генплан поддержали единодушно. И подверглись критике из зала: «Это не экспертиза, это агитация за генплан!»
Несогласным, но лишь по отдельным моментам, был президент Сибстрина Аркадий Яненко: «Меня как строителя волнует вопрос: мы будем строить 30-40-этажные здания? Надо остановиться где-то в пределах 15-16 этажей. Потому что наши коммунальные службы не готовы обслуживать высокие здания». Кстати, Арбатский, выступая чуть позже, уточнил, что он против ограничений: «Почему мы должны останавливать технический прогресс? Ведь высокое здание – достижение цивилизации».
На злободневных темах (Нарымский, Первомайский скверы и т.д.) на слушаниях внимание не заостряли, подчеркивая, что сейчас идет обсуждение генплана в целом, а не частностей, которые будут рассматриваться потом. Один из выступавших от лица бизнес-сообщества образно заметил: «Генплан – это кастрюля с водой на плите. Мы сегодня собрались решить – ужинаем или нет».
Правда, ситуацию в Первомайском сквере, которую вице-мэр Шумилов ранее назвал хулиганской, г-н Арбатский отдельно прокомментировал журналистам: «На мой взгляд, нагрузка на эту территорию (Первомайский сквер – прим. автора) превышена, и надо уже думать, что часть временных объектов необходимо убрать. Я думаю, будем убирать. Проведем анализ и примем решение».
Главные недоработки генплана, как согласились с критикой эксперты, следующие: недостаточно уделено внимания экологии, железнодорожному транспорту и проблеме садов и огородов, которые по новой схеме войдут в черту города и должны быть перенесены. (Это, заметили отдельные критики, является существенным моментом, по которому стоит ожидать массу проигрышных для мэрии судов).
В целом же отношение сторонников и противников генплана (в нынешнем виде) были таковы: «Не надо пудрить мозги!» (выкрикивали противники), «Не надо мешать развиваться и жить людям!» (отвечали «зеленым» люди, приехавшие на автобусах). Озвучив свою позицию («Надо прямо говорить: весь генплан делается в поддержку бизнеса!» – заявил г-н Свободин), часть критиков направилась на пл. Ленина собирать подписи за импичмент мэру города.
После выступлений почти 40 человек (порядка 30 так и не дождались своего выхода – не осталось времени) эксперты удалились на совещание. Итог – генплан принят. Его осталось утвердить на сессии горсовета. А далее – проработка деталей. Точнее – того, что мы положим в эту кастрюлю, которая уже стоит на печке. // сообщает НГС |