Министр транспорта Игорь Левитин подписал приказ о введении новых правил проведения досмотра на внутренних и международных авиарейсах. Они вступят в силу 27 августа, но уже сейчас пассажиры забеспокоились: насколько в итоге увеличится время их нахождения в аэропорту, не придется ли доплачивать за более тщательный досмотр дополнительные деньги из своего кармана и главное – можно ли будет все-таки брать с собой на борт алкогольные напитки. Дополнительные ограничения Минтранс ввел по примеру стран Евросоюза из соображений безопасности. Аналогичные правила проноса жидкостей на борт самолетов в ручной клади действуют во всех 25 странах Евросоюза с ноября 2006 года.
«В ЕС они были введены по инициативе британских спецслужб, установивших, что террористы планируют взрывать авиалайнеры при помощи жидких взрывчатых веществ», – отмечает издание «КоммерсантЪ». Новые правила запрещают пассажирам брать в салон алкогольные и безалкогольные напитки, гелеобразные вещества и аэрозоли (например, зубную пасту и дезодоранты) емкостью более 100 мл и распаковывать их на борту.
«Если, например, у пассажира будет с собой бутылка водки, то ему придется ее сдать в багаж: обязательно в заводской упаковке и объемом не более 5 л», – объяснила пресс-секретарь аэропорта «Толмачево» Ольга Кочетова.
Но при этом если в бутылке будет только сто грамм, то пронести ее на борт разрешат. Правда, пока непонятно, как сотрудники службы безопасности аэропорта будут измерять объем жидкости. Скорее всего, на глаз.
Примечательно, что в отличие от граждан Евросоюза российским пассажирам разрешено открывать на борту напитки, купленные в зоне «duty free» (зона, в которую входит пассажир, ожидающий рейса, после досмотра). По словам заместителя генерального директора ОАО «Аэропорт «Толмачево» по авиационной безопасности и режиму Александра Ефросинина, новые правила повлекут за собой пересмотр организационно-штатной структуры Службы авиационной безопасности. Это необходимо, чтобы время досмотра увеличилось незначительно.
«Что касается послеполетного досмотра пассажиров, багажа и ручной клади, то особое внимание будет уделяться рейсам из регионов с криминогенной обстановкой», – отметил Ефросинин, указав, что одним из таких регионов является Чечня.
Одна из главных проблем, которую вызовут новые правила досмотра – увеличение цен на авиабилеты. «Сборы по безопасности лягут на плечи пассажиров, – заявил накануне руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин. – И в скором времени в России на 20-50 % вырастут цены на авиабилеты».
Однако авиаперевозчики восприняли такое заявление с недоумением. Так, в авиакомпании S7 Airlines считают, что возможное увеличение стоимости авиабилетов, о котором говорит Бачурин, меньше всего будет связано с правилами досмотра. «Это не такие уж высокие затраты, чтобы повышать стоимость билета почти в полтора раза, – объяснил корреспонденту НГС.НОВОСТИ Евгений Филянин, пресс-секретарь авиакомпании.
При этом он подтвердил опасения руководителя ФАВТ о резком подорожании билетов. Но причины подорожания увидел в другом его высказывании: о тенденции российских авиакомпаний обновлять авиапарк современными самолетами зарубежного производства, при ввозе и эксплуатации которых по-прежнему приходится платить высокие пошлины, хотя возможность обновлять парк отечественными аналогами практически отсутствует. Например, в 2007 году S7 заключила контракты в общей сложности на 25 новых Боингов различных модификаций и 29 А-320 на общую сумму порядка 2,5-3 млрд долларов. Для сравнения: весь российский авиапром сейчас способен производить всего несколько самолетов в год.
«Трудности в приобретении и эксплуатации новых самолетов, связанные с этим высокие расходы, растущий дефицит воздушных судов и квалифицированного персонала – это главные причины возможного подорожания», – заключил Евгений Филянин.
Сейчас в аэропорту «Толмачево» полным ходом идет подготовка к работе по новым стандартам. Устанавливаются информационные стенды, объясняющие пассажирам о новых правилах досмотра, ведутся разъяснительные беседы с персоналом. // сообщает НГС |