В четверг вечером на двух джипах к дому по адресу Лежена, 9 подъехал полпред президента в СФО Анатолий Квашнин. Компанию ему составил мэр Владимир Городецкий. Пока что это самая тяжеловесная пара политиков, побывавших на месте страшной аварии. Жильцы дома уже не ждали гостей. Здесь и так весь день ходило самое разное начальство, в каждой из разбитых квартир побывали десятки человек. Как говорят пострадавшие, больше всех сочувственно вздыхали специалисты из комиссий, занимавшихся описью испорченного имущества.
Анатолий Квашнин, наоборот, вздыхать не стал, а что есть силы излучал оптимизм. Помогло. Люди приободрились.
«Он приказал, чтобы через месяц дом и квартиры были отремонтированы», – рассказал НГС.НОВОСТИ старший по дому Сергей Иваничкин. У него в квартире водно-каменная лавина подняла на лоджии холодильник «Бирюса» и швырнула через всю комнату в коридор. Никто не пострадал. Вообще-то, то, что никто не пострадал, – главное чудо этой аварии.
Экскурсию по самым разрушенным квартирам полпреду устроил мэр Владимир Городецкий. Накануне вечером он тоже делал плановый обход, и жильцы напрямую рассказывали ему о ходе ремонтных работ. Квашнину тоже жаловались.
Сначала на то, что кое-где не остеклили лоджии и до сих пор не занялись заменой стеклопакетов с разбитыми пластиковыми окнами. Потом на винный ларек около дома, а когда Квашнин тут же при жильцах поручил своему заму разобраться с этим ларьком до конца следующей недели, стали жаловаться в целом на жизнь. Полпред пообещал, что жизнь станет лучше.
Пока высокопоставленный чиновник разговаривал с жильцами, мэр Городецкий украдкой оттирал пот с лица. За пятнадцать минут истратил на это три носовых платка. Дело в том, что сейчас в подъездах очень душно и влажно, как в тропиках.
А на улице в это время работал милицейский патруль. Они проверяли все машины, въезжающие на придворовую территорию. Но правда, как только полпред с мэром уехали, снялся с места и патруль. Около дома не осталось ни одного милиционера. Хотя еще днем напротив каждого подъезда скучало по служивому. «Здесь мы пресекаем случаи мародерства и охраняем общественный порядок», – объясняли автору милиционеры из оцепления. А чего его днем охранять, когда в это время и без того здесь полно строителей и официальных лиц?
Жильцы сейчас занимаются тремя вещами. Выносят камни, некоторые по 1,5 килограмма, и битое стекло из квартир, сушат одежду и дают интервью. Все пострадавшие уже знают друг друга в лицо. И не только потому, что сплотила общая беда: просто то один, то другой мелькнет на телеэкране.
Истории у всех разные, но типичные. Например, квартира 102. Здесь живет Максимов Олег с молодой супругой и дочуркой Иришкой. В комнатах евроремонт. И даже сейчас в этих промокших со вздутыми обоями стенах угадывается, что еще пару дней назад здесь была очень уютная квартирка.
«Жена вышла с дочкой погулять», – рассказывает со слов супруги Олег. – Только спустилась на улицу, как раздался взрыв. Громыхнуло так, словно два самосвала одновременно вывалили щебенку из кузовов на асфальт».
Струя воды ударила в окна Максимова так сильно, что в комнатах сорвало люстры и гардины. Налило в прямом смысле по колено.
«А в детской кроватке валялись булыжники», – показывает Олег на эти камни, каждый величиной с ладошку.
«Самое обидное, что у дочки скоро день рождения, и мы с женой купили ей в подарок коняшку-качалку, – Олег показывает подарок. – Вот тебе и отпраздновали».
Сейчас уже точно известно, что же случилось в полдень 8 августа на самом деле. Это был не теракт, не чье-либо разгильдяйство, а то, что наверняка еще принесет городу немало ущерба – разрыв в старых, изношенных трубах.
В среду согласно графику осеннего испытания теплотрасс специалисты должны были поднять давление в магистрали. К слову, наш город один из немногих в России, где проводят такие «проверки боем». А все из-за суровых зим. Специалисты считают, что лучше пусть прорвет летом, чем в январе при температуре минус 40 градусов.
Вот и случилось на Лежена «непредвиденное». Примечательно, что накануне на этом же участке, всего в нескольких десятках метрах, поменяли шесть метров магистрали. Там тоже прорвало трубу, да так, что из-за размытого асфальта под землю ушла бетономешалка. Машину вытащили, трубу залатали, а подумать, что и рядом напрочь все сгнило, не подумали.
Когда случился прорыв, и горячая вода с кусками асфальта и булыжниками мощнейшим потоком хлынула в квартиры, датчики забили тревогу – резко упало давление. Тут же отключили сетевой насос на ПНС-6 и теплотрассу. Страшный фонтан бил еще какое-то время. Этого хватило, чтобы затопить все квартиры и нанести ущерб квартирантам кому на десятки, а кому и на сотни тысяч рублей.
Но как нам сообщил источник, приближенный к руководству НГТЭ, каких-то громких отставок из-за этой аварии и ее последствий ждать не следует. В то же время генеральный директор «Новосибирскгортеплоэнерго» Александр Кожин заявил прессе, что «ущерб мы берем весь на себя».
Ответственность за трагедию на себя, надо понимать, никто брать не будет. // сообщает НГС |