В Новосибирске завершился уникальный судебный процесс – на скамье подсудимых оказалась группа телефонных мошенников, которая развернула деятельность прямо в исправительной колонии. Колючая проволока и строгий режим оказались не помехой для прибыльного преступного бизнеса. Сотрудники милиции только разводят руками: то, что удалось задержать этих людей, – большая удача, но криминальный бизнес в местах заключения по-прежнему процветает.
Троицу молодых людей в зал суда доставили прямо из колонии, где они уже отбывали срок за грабежи и хулиганство. Они познакомились в зоне и там же решили «не завязывать» с криминалом. Мошенничество по телефону, или говоря языком преступного мира, «мобильный лохотрон» стало средством неплохого заработка зеков. Орудие преступления – мобильный телефон.
Вообще-то, по правилам внутреннего распорядка УФСИН мобильные телефоны заключенным использовать запрещено, но согласно материалам следствия, никаких проблем с сотовой связью заключенные городской колонии не испытывали.
Нелегальный бизнес за решеткой был поставлен на широкую ногу: только в обвинительном заключении фигурируют около двух десятков пострадавших – и это лишь те люди, что обратились с заявлениями в милицию. Следователи полагают, что истинное число обманутых гораздо больше.
«Они звонят по любому номеру, представляются родственниками, обычно говорят, что совершили дорожно-транспортное происшествие, сбили женщину. И под предлогом того, чтобы уладить эту проблему и компенсировать материальные потери пострадавшему, просят передать деньги в сумме от 5 до 50 тысяч рублей», – раскрывает схему действий преступников заместитель начальника отдела следственной части Главного следственного управления при ГУВД по Новосибирской области Светлана Фадеева. Понятно, что большинство таких звонков заканчиваются тем, что абонент на том конце провода вешает трубку. Однако многие узнают своих «сыновей» и «внуков» по телефону и, как рассказывает сейчас одна из пострадавших – пенсионерка Александра Прибыльцова, у нее словно разум отказал, ночной звонок от «сына» заставил ее отдать последние сбережения, чтобы вызволить близкого человека из беды. Прозрение наступило после.
«Вернулась домой и только потом позвонила сыну, у него ведь «сотик» есть. Он берет трубку, говорит, вот, мам, на дачу собираюсь. И тут я заплакала, что ж, говорю, я сделала-то! Двадцать пять тысяч ведь отдала – кому, за что?» – вспоминает теперь пенсионерка.
За деньгами приезжали оставшиеся на воле подруги уголовников. Несколько купюр доставалось им за работу, но основная сумма уходила за решетку и родственникам организаторов «лохотрона». Нелегальный бизнес прервался после того, как одна из потенциальных жертв, заподозрив неладное, позвонила в милицию и деньги передавала уже под контролем милиционеров. Посредника арестовали, он сдал своих подельников. А потом была самая сложная часть операции – выйти на организаторов, ведь колючая проволока колонии надежно защищала преступников от следователей. «В камерах сидят до 30 человек, и теперь они уже опытные, начинают друг на друга спирать, и уже сложно установить, кто же из них совершил звонок», – рассказывает Светлана Фадеева.
Как милиционерам удалось выйти на преступников – это тайна следствия. Однако приговор, вынесенный Кировским районным судом, был относительно мягок – к срокам криминальной троицы суд добавил по два года. В камеры преступники возвращались с улыбками. Похоже, такое решение Фемиды их вовсе не расстроило.
Прокуратура приговор намерена опротестовать и добиваться, чтобы суд вынес частное определение в адрес руководства областного УФСИН. Ежедневно в Новосибирске регистрируется одно-два аналогичных телефонных мошенничества. «Мы, конечно, обобщаем эти преступления, места их совершения, это и 2-я колония, и 3-я, и СИЗО бывает. Направляем представления туда. Они, конечно, рассматриваются. Вероятно, какие-то меры принимаются, но они недостаточны. Если судить по результату, не прекращается совершение этих преступлений», – сетует Светлана Фадеева.
Технические службы мобильных операторов ежедневно фиксируют звонки с территории колоний. Но в Управлении исполнения наказаний на эту тему с журналистами не разговаривают – мол, согласно правилам внутреннего распорядка у заключенных нет мобильных телефонов, а значит, и говорить тут не о чем. Хотя, по большому счету, коль мошенники играют на чувствах близких, противостоять им очень просто – достаточно не терять самообладания. А в первую очередь надо попытаться связаться с вашим родственником – мнимым виновником правонарушения, а затем, если вам снова перезвонят от его имени, стараясь удерживать абонента на линии, связаться с милицией и обрисовать ситуацию. Скорее всего, это приведет к задержанию преступников, а ваш кошелек убережет от бессмысленных трат. // сообщает НГС |