Уже год близкие к мэрии перевозчики и чиновники департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса говорят о необходимости реформировать обширный парк маршрутных такси и одновременно с сокращением количества транспортных средств заменить «ГАЗели» на более комфортные и безопасные автомобили. Разговор о несовершенстве продукции Горьковского автозавода, изобилующей к тому же разнообразными кустарными переделками, повторяется после каждого крупного ДТП с участием пассажирской «ГАЗели». Однако только в конце прошлой недели была названа реальная альтернатива российскому микроавтобусу – американский Ford Transit, уже опробованный в Москве и даже в Бердске.
В памяти новосибирских пассажиров еще свежи перипетии массовой замены «ПАЗов» на автобусы большей вместимости. И теперь частные предприниматели, содержащие парк «ГАЗелей», должны будут испытать сопоставимый финансовый стресс при переходе на новый вид подвижного состава. Сейчас бизнесмены должны будут выбросить или продать свои пассажирские «ГАЗели» стоимостью от 360 тыс. рублей (новая, 13 мест) и поставить на маршруты, например, Ford Transit Bus (18 мест) от 1,3 млн рублей в базовой комплектации.
Председатель правления Транспортного союза Сибири Валерий Ильенко, озвучивший в четверг американскую альтернативу российскому хиту продаж Горьковского автозавода, выступал в свое время и за замену «ПАЗов» на большие автобусы вместе с укрупнением самих перевозчиков. «Континент-Сибирь» процитировал в пятницу господина Ильенко, который сказал, что микроавтобусы «Форд-Транзит» имеют ряд преимуществ перед традиционными «ГАЗелями». По его прогнозам, к концу года на территории Новосибирска более 100 новых автомобилей заменят около трети городских «ГАЗелей». Можно предположить, что высказывания Валерия Ильенко и в этот раз близки с официальной точкой зрения департамента транспорта мэрии. Впрочем, НГС.НОВОСТИ пока не удалось выяснить, будет ли требование о замене «ГАЗелей» на другие малые автобусы включено в условия конкурсов на маршруты, как это было сделано весной 2006 года в случае с «ПАЗами» и большими автобусами.
Собственно, Ford Transit – это один из самых известных автомобилей в мире, а модель 90-х годов очень напоминает внешне ту самую «ГАЗель», которая сейчас рискует быть вытесненной уже обновленным Transit`ом образца 2006 года. «Ford Transit Bus стали поступать к нам лишь в конце 2006 г, поэтому их было продано не очень много, но сейчас спрос на них резко увеличился, и мы ожидаем стабильного роста», – сообщил НГС.НОВОСТИ менеджер по работе с корпоративными клиентами дилерского центра ООО «Автолэнд-Сибирь» Максим Астахов.
По его мнению, лучше всего «ГАЗели» может заменить модификация Bus М2 18+1 мест: «Удлиненная база (6 405 мм), высокая крыша с поручнями (можно ехать стоя – прим. автора), аварийными выходами (задние распашные двери, боковые стекла, верхний аварийный люк), тремя отопителями салона (один впереди в кабине водителя, один впереди в салоне, один сзади в салоне), плафонами освещения, вентиляционными форточками. По желанию можно установить кондиционеры различной мощности за дополнительную плату».
В базовой комплектации Ford Transit Bus на 18 мест стоит 1,3 млн рублей. Если же доплатить около 6,5 тыс. рублей, то и у переднего пассажира появится подушка безопасности.
В комментариях на московских сайтах можно найти такие высказывания: «Наконец появились нормальные маршрутные такси, только в морозы некоторые водители не включают автономные отопители салона «Вебасто», установленные под задним рядом сидений, наверное, экономят топливо». Или короче и категоричнее: «Любимые маршрутки (Ford Transit – прим. автора)! А Газели фтопку!».
В 2005 году у частного предпринимателя Михаила Лущика был парк более чем из 100 «ГАЗелей». Сейчас, после нескольких проигранных конкурсов, осталось 32 на маршрутах №№ 1251, 1234, 1235. Вопрос с заменой «ГАЗелей» на Ford господин Лущик комментирует несколько противоречиво. С одной стороны, он разделяет точку зрения Ильенко и считает, что «ГАЗели» нужно убирать: «Это вчерашний день – нужны более современные и более вместительные виды транспорта». Господин Лущик давно присматривается к западному автопрому и уже взглянул в Москве и на Ford, и на Volkswagen, и даже на Iveco.
С другой стороны, по словам Лущика, цена новых маршруток «кусается» и загонит владельцев в кредит минимум на три года. «Очевидно, это отразится на стоимости проезда. Понимаете, в советские времена на автобусе проезд был 6 копеек, а на «РАФике» 20 копеек. Пассажир вправе выбирать – сейчас в связи с насыщенностью рынка пассажирского транспорта разница невелика», – рассуждает частный перевозчик и высказывается в пользу увеличения разрыва.
С уверенностью можно сказать, что и он, и его коллеги сейчас замерли в ожидании; всех интересует, какими рычагами воспользуется мэрия для замены «ГАЗелей». Неофициально бизнесмены говорят, что эта замена вкупе с новыми конкурсами будет использована для передела рынка (уже сейчас завышается балл при прохождении конкурса). Впрочем, их старшие собратья уже протоптали дорожку околицей: если у тебя нет новых автобусов и ты не договорился с мэрией, можно сделать областной маршрут, который идет через весь город. «Так, в случае с большими автобусами в результате реформы количество транспортных средств не сократилось, а увеличилось», – иронизирует один из «газелистов». Он тоже готов подумать о том, чтобы «уйти в область», если не найдет денег на иномарки. // сообщает НГС |