В Новосибирске четвертый год представители власти, СМИ и общественности выбирают лучших бизнесменов-филантропов. К благотворительности отношение в обществе весьма неоднозначное. Да и само это понятие размыто. Несколько ящиков с мандаринами и десяток пачек памперсов, переданных детскому дому, а потом недельный трезвон про это во всех СМИ – это благотворительность или нет? Год назад новосибирские жж-юзеры просто так, за пару недель, собрали грузовичок детских и подростковых вещей, игрушек и обуви и своими силами отвезли их в один из отдаленных районных детдомов. Выгоды с этого никакой не было: ни налоговых льгот, ни лояльности со стороны властей. Зато было ощущение причастности к чему-то нужному и доброму.
В списке этого года – 17 компаний-лауреатов, в их числе Новосибирский филиал Альфа-банка, аэропорт Толмачево, Группа «Белон», ЗАО «БФК», «Запсибтранстелеком», ООО «Золотая середина», ООО «Car-Plaza», ГК F1, ООО «Компания вкусного питания «Подорожник» и другие.
Я была на предшествовавшей балу благотворителей конференции, собравшей представителей местного социально ответственного бизнеса. Первых лиц по большей части не было – будний день, видимо, не позволил отвлечься крупным предпринимателям. Да и вообще зал был не полон. Сначала выступил вице-губернатор Андрей Филичев, который был немногословен, употребил несколько раз сочетание «благотворительность, меценатство и власть» и резюмировал свою речь так: «Когда мы вместе, мы более плодотворны и всех победим!»
Затем руководитель департамента экономики и планирования обладминистрации Виталий Шефтак поделился мнением о том, что «любые социально-экономические преобразования возможны только при поддержке общества, взаимодействии бизнеса и государства, но государство занимается не развитием бизнеса, а созданием условий для его нормального функционирования».
Две дамы в соседних креслах откровенно скучали, развлекаясь отправлением sms. Оживились они лишь при выступлении директора АНО «Масс-Медиа-Центр» Раисы Жмодик, и кстати, взбодрились не они одни: речь зашла о самом интересном – налогообложении: «В прошлом году наша конференция приняла резолюцию о том, что надо решать вопрос с тем, что компании, занимающиеся благотворительностью, проходят несколько этапов налогообложения, – напомнила Жмодик, и аудитория согласно закивала. – Но нам сказали: «Зачем инициировать законы, которые Госдума не пропустит?».
Соседние дамы возмущенно фыркнули. А я задала себе резонный вопрос: «То есть мотивом благотворительности все-таки выступают налоговые льготы?». На него ответил председатель Торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский.
«Отсутствие льгот – не препятствие для проявления социальной ответственности. Не льготы должны ее стимулировать, – рассуждал Брусиловский. – Должен быть душевный порыв: или ты откупаешься, или действительно соучаствуешь».
Эти слова, замечу, были обращены к лауреатам программы поощрения социально ответственного бизнеса 2007 года, то есть к лучшим из лучших местных филантропов. Их что, тоже приходится убеждать? Тогда как же с остальными, не отмеченными почетными грамотами? Глава областного управления Федеральной налоговой службы Владимир Камышан в ответ на мое недоумение лишь улыбнулся:
«В Новосибирске я не встречал благотворителей, которые занимаются этим от чистого сердца. В основном присутствует подоплека получения налоговых льгот. Разве что у кого-то это явно заметно, а у кого-то закамуфлировано».
Впрочем, люди сведущие рассказали, что «благотворителей» стимулируют не только и не столько налоговые послабления. Да, при определенном раскладе возможно некоторое понижение налоговых ставок, но это мизер по сравнению с так называемым «бартерным интересом». Оказывается, за филантропию бизнес может получить от властей грант, земельный участок, выгодное размещение рекламы и так далее. Еще бывает, что необходимым условием для участия – а иногда и залогом победы – в том или ином тендере является именно благотворительность. Разумеется, никто и никак не сможет доказать, что компания, обязавшаяся построить детсад, получила за это участок земли для элитной застройки. И я тоже не берусь это доказывать. Но версия вполне жизнеспособна.
Так что благотворительность и рассуждения о ней – дело тонкое и щепетильное. И может, прав был Брусиловский, когда посоветовал властям вовлекать бизнесменов в решение проблем города не только просиживанием в различных экономических советах. Когда это свое, родное, выстраданное, то и денег дать не жалко. Просто так дать. // сообщает НГС |