Новосибирск примкнул к числу городов, в которых приверженцы велотранспорта встают на борьбу за равноправие на дорогах. В связи с самостоятельным развитием велокультуры в Новосибирске – появлением новой городской игры «Вело-стрит-челлендж», ростом числа любителей BMX (стиль катания на велосипедах с диаметром колес в 20 дюймов), велозаездами и соревнованиями, проводимыми зачастую по инициативе самих велосипедистов, – профессионалы и просто любители решили провести 9 июня акцию протеста под названием «Критическая масса» (КМ). Акция была направлена на привлечение внимания к проблеме развития велосипедного транспорта в нашем городе и безопасности велосипедистов на дорогах. Что в итоге получилось у «двухколесного братства», выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Акция не имеет спонсоров, и все основывается на инициативе и желании ее участников отстоять свои права на дороге и достичь каких-то видимых результатов. Пока это способ обратить внимание автовладельцев на велосипедистов как на полноправных членов дорожного движения. Но со временем участники КМ рассчитывают повлиять на развитие велосипедной инфраструктуры: велодорожек, стоянок, мостов. В Москве это движение считается очень популярным, его поддерживают в Нью-Йорке и Праге, Барселоне и Сиднее, а в Чикаго его последователи даже добились решения о строительстве веловокзала.
Участники не протестуют против машин как против вида транспорта – они не согласны с предвзятым отношением к велосипедистам на дороге.
Справка: «Критическая масса» – это сбор велосипедистов (участники называют его «коллективными покатушками», «велосипедным флешмобом»). КМ как явление возникла в 1992 г. в Сан-Франциско, когда Крису Карлссону и Джиму Свансону пришла в голову идея собирать велосипедистов каждый месяц и вместе ехать по городу, привлекая внимание окружающих и отстаивая свое право считаться полноправными участниками дорожного движения.
КМ в Новосибирске стартовала субботним вечером 9 июня, собрав возле цирка более пятидесяти любителей велоспорта. «Нужно заявить о себе, показать, что велосипедисты имеют право ездить так же, как и все остальные», – увлеченно говорит участник акции Дмитрий Старостин, сотрудник компании «Топ-книга». Перед стартом всем участникам акции были розданы «памятки КМ», содержащие карту маршрута, выдержки из ПДД и несколько обязательных правил: «никакого алкоголя за рулем», «разговаривать по мобильному во время езды не рекомендуется», «движение строго по ПДД». Таким образом участники предопределили будущую политику велодвижения в Новосибирске: спокойное, терпеливое отстаивание своих прав без громких фраз и митингов.
Маршрут протяженностью в 30 километров участники преодолели без труда. Сделав четыре остановки (гипермаркет «Гигант», Монумент Славы, ГПНТБ и площадь Калинина), велосипедисты финишировали на Речном вокзале.
Теперь новосибирские велосипедисты с нетерпением ждут 22 сентября – «Международного дня без автомобиля», праздника общеевропейского масштаба. Как сообщил инициатор движения КМ в Новосибирске Дмитрий Жирнов, следующая акция велосипедистов стартует именно в этот день.
«Думаю, что КМ не хватает плакатов или лозунгов, поскольку никто по-настоящему не понимает, что это. В следующий раз стоит проехаться по двум главным улицам с плакатами, а дальше просто свободно прокатиться, тогда бы это имело больший смысл, чем сегодняшний обкат», – советует велосипедист Артем Петреев.
По мнению координатора НРОО автовладельцев «Свобода выбора» Владимира Кириллова, автомобилисты зачастую недооценивают велосипедистов и мыслят категориями: «не поезд – объедет» или «опять эти велолюбители мешаются под ногами». «Велосипедисты расплачиваются за ошибку автовладельцев жизнью и здоровьем. Пора работать с массовым сознанием россиян, которые, очевидно, не понимают, что машина – источник опасности на дорогах, но, кроме нее, есть и другие полноправные участники дорожного движения», – резюмировал Владимир Кириллов.
Пока же статистика неутешительна: за 2006 год на дорогах Новосибирска было зарегистрировано порядка 100 ДТП, пострадавшими в которых оказывались велосипедисты. До 80% травм, получаемых при таких авариях, – черепно-мозговые. Только в апреле 2007 года было зарегистрировано 4 велоДТП. Во всех пострадали несовершеннолетние. Еще один несовершеннолетний велосипедист пострадал в Новосибирске уже после акции своих коллег по увлечению. 13 июня десятилетний мальчик попал под грузовик, но остался жив сообщает НГС. |