29 мая в Новосибирске стартовал форум Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) и конференция по актуальным проблемам городского транспорта. Новосибирцы на правах хозяев в нескольких докладах рассказали о самом главном достижении нашего городского транспорта за последний год – введении Единой транспортной карты (ЕТК). И чиновники департамента транспорта мэрии, и разработчики системы из Центра финансовых технологий (ЦФТ) сочли этот форум удобным поводом, чтобы подвести итоги своей работы и поговорить о перспективах системы. Речь зашла об установке терминалов, работающих без кондуктора и о введении безлимитного проезда по обычной (красной) ЕТК. В первом случае все вопрос времени, во втором – определения стоимости такой услуги.
Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрей Ксензов привел свежую статистику по использованию ЕТК в городском транспорте:
«На май 2007 года в системе ЕТК активировано 112 тыс. социальных транспортных карт; 55,2 тыс. общегражданских; 26,7 тыс. карт студента и 9,2 тыс. карт школьника. Ежедневное среднее количество оплаченных поездок по всем видам карт в мае составило более 190 тыс.».
К главным достижениям системы «электронный проездной» Андрей Ксензов относит выведение части наличных денег из оборота транспортных предприятий при создании возможности авансирования их услуг.
Саму транспортную карту Александр Гришин, директор проекта «Транспортная и социальная карта», сравнивает с металлическим ящиком, в котором в зависимости от потребностей открываются «дырки» – возможности. Наиболее перспективными «дырками» он считает системы лояльности – ЕТК может стать банковской или дисконтной, но для этого тоже должно быть принято соответствующее решение. В комментарии для НГС.НОВОСТИ господин Гришин сказал: «Мы заинтересованы в том, чтобы карта стала многофункциональной. Мы предусматриваем возможность, а сам владелец карты должен определить, нужно ему это или нет. Сейчас деньги на карте – это авансовые платежи за транспортные услуги, и они должны расходоваться на транспорт, но сам микропроцессор может содержать несколько приложений, и те, кто хочет предоставлять другие услуги по ЕТК, должны присоединиться к системе, и там должна быть выстроена система взаимоотношений». Он считает, что ЕТК действительно сделала жизнь новосибирцев удобнее.
Но главный интерес системы на этом этапе – рост числа пользователей и количества поездок по ЕТК. «На транспортных картах можно реализовать схему безлимитного проезда, как у студентов, но пока мы ждем рынок и пожеланий от пассажиров и пользователей», – сказал господин Гришин, добавив, что вопрос заключается в том, сколько такая услуга будет стоить – мэрия пока накапливает статистику поездок новосибирцев по ЕТК. По его сведениям, «Экспресс-Пригород» по-прежнему думает о том, чтобы присоединиться к ЕТК, но решения в этой организации принимаются медленно, что связано с ведомственными барьерами и «ответственностью за информацию», которая есть в их системе.
Уже в июне ЦФТ представит вариант размещения терминала, расчет по которому не требует присутствия кондуктора. Андрей Ксензов указал, что так сделали в Москве, но такой терминал значительно дороже носимого. Однако у каждой из карт в системе ЕТК свое будущее: если на ЕТК появится банковское приложение, пассажир сможет оплачивать поездки в кредит. Социальная карта льготников может быть использована для оформления льготных рецептов и приобретения товаров по сниженным ценами. Карты студента и школьника – это стипендии, скидки и бонусы, системы контроля прохода. Причем в случае со школьниками Александр Гришин предусматривает сервис, благодаря которому родители смогут по SMS получать информацию о том, когда ребенок вошел в школу или вышел из нее и даже куда ездил и во сколько.
Александр Гришин добавил еще немного статистики по ЕТК: терминалами оборудовано 1200 единиц подвижного состава, 153 турникета метро, в системе работают 10 муниципальных и 12 коммерческих перевозчиков. Карту можно пополнить в одном из 202 пунктов.
Вопросы по работе системы «электронный проездной» в Новосибирске задавали представители разных сибирских городов – от Екатеринбурга до Хабаровска. Оно и понятно – ЕТК уже давно готовят «на экспорт» – после внедрения в Челябинске и Новосибирске ЦФТ утверждает, что к концу года будет способен развернуть систему в любом городе в течение двух недель.
Примечательно, что под занавес обсуждения темы ЕТК чиновник из Екатеринбурга пошел дальше – он спросил, нельзя ли учитывать время, в которое проведена оплата проезда, чтобы пассажир в течение часа пик мог оплачивать только одну поездку, независимо от количества пересадок на разные виды транспорта. «Можно, – ответил Александр Гришин. – И мы знаем, как это сделать». Однако на этом примере тут же стало ясно, что не столько технические возможности сдерживают развитие системы в этом направлении, сколько трудности с принятием того или иного административного решения, которое будет удобным для пассажира, но накладным для других участников системы городского транспорта сообщает НГС. |